Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Логин
Пароль
EN

Федеральный исследовательский центр 
«Красноярский научный центр
Сибирского отделения Российской академии наук»

 Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»

Федеральный исследовательский центр 
«Красноярский научный центр
Сибирского отделения Российской академии наук»

Егор Задереев: Научная коммуникация стала неотъемлемым элементом Стратегии научно-технологического развития России

31 мая 2021 г. ФИЦ КНЦ CO РАН

Егор Задереев: Научная коммуникация стала неотъемлемым элементом Стратегии научно-технологического развития России

В Москве прошел 5-ый юбилейный Российский форум по научным коммуникациям. В течение двух дней представители коммуникационных команд академических организаций и университетов обсуждали лучшие практики в этой сфере, говорили о месте и роли научной коммуникации в научно-технологической политике страны. Руководитель группы научных коммуникаций ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» Егор Задереев принял участие в работе форума в качестве организатора одной из сессий и спикера пленарной дискуссии.

Научная коммуникация как инструмент выстраивания диалога между наукой и обществом стала развиваться в России не так давно. В 2014 году Российской венчурной компанией был запущен инфраструктурный проект «Коммуникационная лаборатория», в 2016 году запущена первая в России магистратура по научной коммуникации, в 2017 году создана Ассоциация коммуникаторов в сфере образования и науки. 5-ый юбилейный Российский форум по научным коммуникациям, который прошел на базе НИТУ "МИСиС", стал своеобразной отчетной точкой, которая намечает перспективы дальнейшего развития.

Рассуждая о задачах, роли и важности научной коммуникации, участник одной из пленарных сессий, заместитель начальника Управления Президента РФ по научно-образовательной политике Денис Секиринский отметил, что когда мы говорим о коммуникации науки и общества, то важно помнить про три вопроса: зачем мы это делаем, с кем мы общаемся, и какую информацию мы им доносим? Если ориентироваться на Стратегию научно-технологического развития (СНТР) России, то задача номер один с точки зрения государства – привлечение талантливой молодежи в науку. Для реализации этой задачи важно обращаться к разным аудиториям, от школьников до их бабушек, используя самые разные каналы коммуникации. Что касается предмета коммуникации, то кроме самих научных результатов и сути научного подхода, важно показать востребованность ученого. Сейчас в России достаточно масштабных и амбициозных научно-технологических задач, и механизмов их поддержки в рамках национального проекта «Наука», и других инструментов, создаваемых для реализации уже упомянутой СНТР. О тех возможностях, которые есть в сфере науки и которые появляются благодаря текущей научно-технологической политике, тоже нужно активно рассказывать.

Необходимо отметить, что в первые годы основными игроками на поле научной коммуникации были университеты, в частности участники проекта 5-100. Во многом это было связано с тем, что в образовательных организациях часто уже были пресс-службы, переориентировать их на новые принципы работы было проще, чем создавать коммуникационные подразделения с нуля. Однако академические организации быстро подхватили тренд и стали использовать современные возможности повышения узнаваемости и продвижения научной повестки.

Одним из первых специализированных коммуникационных подразделений в академических российских организациях стала группа научных коммуникаций ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН», созданная в 2016 году. Уже в 2017 году она вошла в шорт-лист первой всероссийской премии «Коммуникационная лаборатория», в 2018 году заняла второе место в номинации за лучшее продвижение ученых, а в 2019 году получила малый Гран-при — была признана лучшей небольшой коммуникационной командой в России.

ЗадереевРуководитель группы научных коммуникаций ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» Егор Задереев поделился впечатлениями о работе V Российского форума по научным коммуникациям:

В каком-то смысле форум стал юбилейным. Он показал, что научная коммуникация в России, не смотря на малый возраст, стала полноправным участником научно-технологического развития. Среди участников Форума и пленарных спикеров были проректора ведущих университетов, директора академических организаций, представители Администрации Президента, директора крупных инновационных компаний. Необходимость выстраивания диалога между наукой и обществом, научная коммуникация, как основной инструмент этого процесса, прописана в Стратегии научно-технологического развития России. Россия пошла по этому пути чуть позже, чем многие развитые страны, но с уверенностью можно сказать, что не отстает от мировых лидеров.

Сейчас мы понимаем, что современные научные коммуникации – это более широкое понятие, чем просто пиар или популяризация науки. Безусловно, функции информирования широких слоев населения, привлечения школьников и студентов, повышения узнаваемости организации и усиления ее имиджа они тоже выполняют. Но также они крайне важны для развития междисциплинарных связей, встраивания организации в международные консорциумы и коллаборации. Более того, исследования показывают, что научные коммуникации способствуют росту и наукометрических показателей, например, цитируемости научных статей.

На пленарной сессии, посвященной обсуждению места диалога с обществом в научной работе, я отметил ряд важных положений. Пару лет назад мы провели опрос среди ученых ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» об их отношении к научной коммуникации. Позже, мы масштабировали его на Новосибирск и Екатеринбург. Всего было опрошено почти 500 научных сотрудников. На сегодня это самый массовый опрос среди ученых академических организаций на эту тему. Выяснилось, что для ученых основные стимулы рассказывать о своей работе широкой публике – это привлечение молодежи в науку, возможности привлечь дополнительное финансирование и повышение престижа науки и ученого в обществе.

Показательно, что часто именно активные научные сотрудники выступают в качестве инициаторов создания подобных подразделений в академических институтах. Мне приходится довольно много общаться с коллегами из других городов. В научных институтах Владивостока, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Екатеринбурга, Москвы проблемы общие – трудности с обоснованием необходимости активной политики в области продвижения научного бренда своей организации, повышения доверия к науке среди различных целевых аудиторий.

Действительно, в прошлом у академических институтов не было больших стимулов для такой политики. Советская и постсоветская наука часто была замкнутой, финансирование было плановым. Сейчас же институты конкурируют с университетами за кадры и внимание государства, научно-образовательные организации независимо от профиля должны доказывать обществу важность и необходимость работ по той или иной тематике. Показательна ситуация с вакцинацией от новой коронавирусной инфекцией. Когда российская наука в короткие сроки создала эффективную вакцину, но уровень доверия общества и, соответственно, темпы спасительной вакцинации крайне низкие. Подобные проблемы не решаются административными приказами. Здесь нужен определенный уровень доверия общества к науке, которого невозможно добиться без эффективной научной коммуникации. В противном случае любые передовые разработки останутся не востребованными обществом и экономикой.

В целом у меня достаточно позитивный настрой по поводу будущего научной коммуникации в России. Форум подтвердил, что важность развития этой сферы понимают на всех уровнях – от научных сотрудников до администраторов высшего уровня. Завершившая Форум церемония награждения победителей премии «Коммуникационная лаборатория 2021» показала, что среди лучших коммуникационных команд страны много новичков, представителей академических институтов из Москвы, Петрозаводска, Новосибирска. Более того, впервые следующий Форум пройдет не в Москве или Санкт-Петербурге, а в Сибири. Традиционно организатор Форума — это обладатель Большого Гран-при. В этом году вся тройка  победителей из Сибири (Томск и Новосибирск). Надеюсь, что и Красноярский научный центр СО РАН продолжит свое активное развитие и лидерство в сфере научной коммуникации.


Победители премии «Коммуникационная лаборатория» 2021 года

 

Большой Гран-При (за высокие стандарты коммуникационной работы)

Томский государственный университет

Сибирское отделение РАН («Наука в Сибири»)

Томский политехнический университет

 

Малый Гран-при (за высокие стандарты коммуникационной работы небольших команд)

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева

Институт медико-биологических проблем РАН

Карельский научный центр РАН

 

Эксперимент (за лучшие практики организации мероприятий)

Томский политехнический университет

Образовательный центр «Сириус»

Карельский научный центр РАН

 

Сверхтекучесть (за управление собственными коммуникационными каналами)

Сибирское отделение РАН («Наука в Сибири»)

Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Петрова

Северо-восточный федеральный университет

 

Эффект присутствия (за лучшее продвижение ученых в медиа)

Сколковский институт науки и технологий

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Институт медико-биологических проблем РАН




Поделиться:



Наверх