Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Логин
Пароль
EN

Федеральный исследовательский центр 
«Красноярский научный центр
Сибирского отделения Российской академии наук»

 Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»

Федеральный исследовательский центр 
«Красноярский научный центр
Сибирского отделения Российской академии наук»

В Красноярске идет работа по созданию опорных школ РАН

31 мая 2019 г. ФИЦ КНЦ CO РАН

В Красноярске идет работа по созданию опорных школ РАН

К 1 сентября 2019 года в России планируется открыть более ста опорных школ Российской академии наук. Среди участников федерального проекта три красноярских учебных учреждения, шефство над которыми возьмет Красноярский научный центр СО РАН. В рамках краевого совещания по созданию базовых школ директора учебных заведений и научные координаторы школ обсудили степень готовности планируемых проектов и ближайшие перспективы.

В начале 2019 года Министерство просвещения РФ совместно с Российской академией наук предложило создать на базе 32 регионов страны опорные школы под руководством РАН. Основной идеей их формирования является обучение одаренных детей и подготовка будущих исследователей к работе в науке. Во время планирования проекта, было определено, что от Красноярска в нем будет участвовать три учебных заведения: гимназия №13 «Академ», лицей №7 и средняя школа №10.

20 мая под руководством министра образования Красноярского края – Светланы Маковской, прошло совещание по созданию опорных школ РАН в регионе, где сотрудники Красноярского научного центра СО РАН и директора образовательных заведений обсудили текущее состояние дел.

Предполагается, что в Красноярске на первом этапе проект будет реализован в виде дополнительных классов-лабораторий. Там, наряду с общим образованием, школьники будут получать дополнительные углубленные знания. Теоретические и практические занятия в этих классах будут вести как школьные учителя, так и научные сотрудники КНЦ СО РАН.

«В каждой из этих школ будет создан класс-лаборатория, где дети будут не только посещать дополнительные лекционные занятия, но также проводить самостоятельные научные эксперименты. Проект очень перспективен. Предполагается, что после прохождения двухлетней базовой подготовки, школьников смогут принять в научные институты лаборантами на небольшую долю ставки. После этого им будет легче определиться с выбором специальности в университете», – рассказал Василий Шабанов, академик РАН, научный руководитель Красноярского научного центра СО РАН.

В Красноярском научном центре СО РАН уже разработали предварительные образовательные планы и определили научных руководителей опорных школ. Куратором гимназии №13 «Академ» назначена Марина Смольникова, ведущий научный сотрудник НИИ медицинских проблем Севера, руководитель группы молекулярно-генетических исследований. В гимназии будут развивать молекулярно-генетическое направление, в рамках которого школьникам предложат изучать персонифицированную медицину.

«Меня пригласили быть научным руководителем в гимназию №13. Наша цель – познакомить школьников с современной наукой, рассказать про разработку персонализированных средств прогноза заболеваний на основе методов молекулярной биологии и генетики, вместе с детьми научиться выявлять молекулярно-генетические маркеры основных социально-значимых заболеваний на примере болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта. Эта тема сейчас приоритетна и актуальна во всем мире», – сообщила Марина Смольникова.

Исследователь отметила, что в гимназии №13 будет создана школьная генетическая лаборатория, в которой школьники смогут выделять ДНК из биологического материала, например, слюны или буккального эпителия (клеточной ткани с внутренней стороны щеки), проводить генотипирование – выявление различий в последовательности ДНК отдельных мутаций генов метаболитов и на основе анализа результатов прогнозировать развитие тяжелых форм изучаемых заболеваний.

В гимназии для этого уже выделен класс и планируется его ремонт с созданием отсеков-боксов – отдельного помещения для проведения исследований. Лаборатория будет состоять из двух частей, в одной будут проводиться теоретические занятия, в другой будет располагаться современное оборудование для выполнения молекулярно-генетических анализов, где школьники под руководством научных сотрудников смогут проводить опыты с ДНК.

Однако ученики не смогут проводить опыты без специальных теоретических знаний, чтобы обрабатывать полученные данные они должны будут овладеть статистическими методами, и усилить научно-технический английский язык. Гимназия уже проработала учебный план на следующий год, в программу включили обучающие модули по молекулярной биологии и генетике.

Шефство над лицеем № 7 отдано Оксане Таран, заместителю директора по научной работе Института химии и химической технологии. В этой школе упор будет сделан на химико-биологические исследования, в первую очередь на комплексную переработку возобновляемого сырья. Научным руководителем средней школы №10 назначен Андрей Вьюнышев, заместитель директора по научной работе Института физики им. Л.В. Киренского. Школа будет ориентирована на физико-математическое направление, в частности, физику конденсированного состояния и фотонику.

Проект создания опорных школ РАН будет ориентировать школьников на выбор карьеры в области науки и высоких технологий. Его итогом должен стать приток молодых ученых в научно-образовательные организации и исследовательские центры страны.

Несмотря на то, что сотрудники научного центра и директора образовательных школ уже подготовили план работ, а запуск программы назначен Минпросвещения РФ на первое сентября текущего года, источники финансирования проекта не определены.

«Главное не останавливаться на одних классах-лабораториях. В дальнейшем проект стоит развить в сетевую школу при РАН, куда может прийти любой заинтересованный ученик чтобы слушать лекции и проводить собственную научно-исследовательскую работу. Тогда дети будут сразу приобщены к науке, поймут, что им нравится, и чем они хотели бы заниматься, а главное – как это делать. Такая модель образования очень эффективна, при чем, как для учащихся, так и для исследовательского института. Ученики поймут, что в Красноярске работают современные научные приборы; узнают, как их преподаватели, старшие научные братья, съездили на конференцию в Европу, Китай, обсудили передовые исследования. Тогда они не поедут в Москву, они увидят научный потенциал своего региона», – пояснил Никита Волков, доктор физико-математических наук, директор Красноярского научного центра СО РАН.




Поделиться:



Наверх