Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Логин
Пароль
EN

Федеральный исследовательский центр 
«Красноярский научный центр
Сибирского отделения Российской академии наук»

 Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»

Федеральный исследовательский центр 
«Красноярский научный центр
Сибирского отделения Российской академии наук»

Что думают красноярские ученые о популяризации науки?

20 мая 2019 г. ФИЦ КНЦ CO РАН

Что думают красноярские ученые о популяризации науки?
Больше ста ученых ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» выразили свое отношение к популяризации науки и научной коммуникации в анонимном опросе, проведенном группой научных коммуникаций Центра. Выяснилось, что большинство не поддерживает идею включения популяризации науки в государственное задание институтов. При этом половина опрошенных считают, что общение со СМИ входит в число профессиональных обязанностей ученого. Опрос также выявил возрастные особенности в отношении ученых к различным инструментам научной коммуникации. Предлагаем познакомиться с анализом результатов опроса, который с небольшими изменениями был опубликован на сайте "Наука в Сибири".

В последнее время привычный еще с советских времен термин «популяризация науки» стала теснить более современная «научная коммуникация». Можно было бы считать это данью моде, если бы сфера быстро не стала профессиональной. Несколько лет назад открылась первая в России одноименная магистратура (в Европе и США их десятки). В университетах и научных организациях появляются специализированные группы или центры. Научный коммуникатор — это, если угодно, профессиональный популяризатор науки, человек, которые совмещает умения специалиста по связям с общественностью, журналиста, медиатора взаимоотношений между разными людьми. При этом не всегда в этой роли выступает ученый.

Несколько лет назад в Красноярском научном центре также была создана группа научных коммуникаций. Обязанности ее сотрудников традиционные: подготовка новостей о результатах работы красноярских ученых, организация научно-популярных мероприятий, регулярное размещение информации о Центре в социальных сетях. Однако даже специально обученные люди не смогут ничего сделать, если с ними на контакт не будут идти носители научной информации.

«Чтобы лучше понять, что думают ученые центра о нашей работе, мы решили провести анонимный опрос. Думаю, его результаты будут интересны многим. В конце концов, ученый — это основная “боевая единица” научной коммуникации. Если планировать усиление активности в этой сфере, знать мнение научного сообщества необходимо», — поделился своей точкой зрения руководитель группы научных коммуникаций КНЦ СО РАН член комиссии РАН по популяризации науки, кандидат биологических наук Егор Задереев.

Отношение к научной коммуникации

Основная цель опроса — выяснить, как ученые относятся к популяризации науки, насколько они уже вовлечены в этот процесс, есть ли перспективы для развития научной коммуникации в научном центре.

Половина опрошенных согласились с утверждением, что популяризация науки и общение со СМИ входят в число профессиональных обязанностей ученого. Эта точка зрения была определяющей для ответов на многие последующие вопросы.

При оценке уровня доверия ученых к СМИ и социальным сетям выяснилось, что примерно треть опрошенных не используют СМИ и почти половина — социальные сети в качестве источников научной информации. Оставшиеся находят в них что-то полезное из далеких от своей деятельности или своих научных интересов сфер. При этом чаще доверяют СМИ и социальным сетям как раз те, кто считает популяризацию науки одной из обязанностей ученых.

Опрос показал, что ученые, которые относят популяризацию науки к своим обязанностям, чаще вовлечены в сферу научных коммуникаций. Около трети респондентов регулярно используют в деятельности хотя бы один из инструментов научной коммуникации. Лишь 8 % ответивших никогда не занимались популяризацией науки. На вовлеченность в научную коммуникацию не влияли возраст, должность или количество научных статей ученого.

Исследователи отметили, что из различных форматов коммуникации чаще всего им приходится общаться с журналистами. Такой опыт есть более чем у половины опрошенных. Чуть реже те, кто занимается популяризацией науки, пишут научно-популярные тексты, проводят экскурсии и читают лекции. Самый невостребованный канал коммуникации — использование социальных сетей для распространения научной информации.

В качестве основного стимула для занятия популяризацией науки ученые считают «привлечение талантливой молодежи в науку» (81 %). На втором месте — «повышение имиджа ученого и науки» (79 %). Далее с большим отрывом идут «внутренняя потребность рассказать о том, чем занимаешься» и «привлечение дополнительных средств» (45—46 %).

Практически все опрошенные сталкивались со случаями искажения научной информации в СМИ. В качестве главных причин таких искажений половина ученых выделяют желание пресс-служб приукрасить действительность, треть — ошибки журналистов. Оставшиеся считают, что в этом виновата неготовность ученых доступно рассказывать о том, чем они занимаются.

Более того, треть опрошенных считают, что научные коммуникации представляют опасность для науки. Это был открытый вопрос — ученые могли сформулировать источники такой опасности. Чаще всего в качестве причин называют искажение информации, создание у публики завышенных ожиданий от науки, траты времени и ресурсов на коммуникацию взамен научной деятельности, возможность раскрытия секретной информации.

Следующий открытый вопрос оценивал отношение ученых к идее включения популяризации науки в государственное задание академических институтов и центров. Лишь треть опрошенных поддерживают эту идею. В качестве негативной аргументации ученые чаще всего ссылались на опасность формального подхода к популяризации, а значит, неэффективность, рост бюрократической загруженности и отчетности, недостаток средств и времени для выполнения основного научного государственного задания. Важно отметить, что чаще всего соглашались с этим предложением как раз те, кто считают популяризацию науки одной из обязанностей ученого.

Подавляющее большинство прошедших опрос готовы заниматься популяризацией науки пару раз в год (40 %) или несколько часов в месяц (38 %). Лишь 14 % ответивших могут уделить научной коммуникации несколько часов в неделю или небольшое время каждый день. Готовность исследователей выделить часть своего времени на научную коммуникацию также была тесно связана с убеждением, что популяризация науки входит в число профессиональных обязанностей ученого.

Интересным оказалось распределение ответов на вопрос о влиянии гонораров на готовность заниматься популяризацией науки. Почти половина выбрала вариант ответа «в любом случае это не моя основная деятельность, поэтому гонорары непринципиальны». Для 43 % ответивших гонорары будут приятным бонусом, под действием которого, возможно, они смогут выделить на популяризацию чуть больше времени. 13 % ученых в случае финансирования готовы активно заниматься популяризацией науки. Авторам опроса не удалось найти какого-либо общего признака для тех, кто готов заниматься популяризацией в случае финансирования. Ни один из доступных для анализа критериев (возраст, должность, число публикаций, область науки, вопросы об отношении к научной коммуникации) не работал.

В конце опроса ученые выбирали предпочтительную форму научной коммуникации. Лидируют традиционные подходы: подготовка научно-популярных текстов (27 %) и лекций (26 %). Гораздо меньшее количество ученых готовы общаться с журналистами (около 13 %) и уж тем более вести блоги или страницы в социальных сетях (чуть больше 6 %). Ответ на этот вопрос сильно зависел от возраста. Молодежь до 35 лет предпочитает проводить экскурсии, писать научно-популярные тексты, читать лекции и вести страницы в социальных сетях. Чего они точно не хотят делать, так это общаться с журналистами. С возрастом готовность заниматься экскурсиями и коммуникациями в интернете падает, зато возрастает важность общения с журналистами. Для сотрудников старше 65 лет на первое место по важности выходят научно-популярные лекции.

Радует, что лишь 12 % опрошенных не заинтересованы в получении дополнительных навыков в области научной коммуникации. Большинство из тех, кого интересует личное развитие в этой сфере, отметили, что хотели бы улучшить свои навыки написания научно-популярных текстов (43 %), дизайна и разработки инфографики (34 %), подготовки презентаций (29 %), научной фотографии (28 %). Последнее место в списке навыков занял SMM — общение и распространение информации в социальных сетях (около 15 %). 

Работа на местах

Авторы опроса попросили ученых оценить впечатления от сотрудничества с группой научных коммуникаций по пятибалльной шкале. Негативно оценили ее работу примерно 7% отвечающих. Все они ранее не встречались с научными коммуникаторами центра. Можно предположить, что это ученые, которые в принципе отрицательно относятся к публичным активностям. В целом те у кого был опыт общения с группой оценивали ее работу на четыре с плюсом, а остальные лишь на тройку.

Не все ученые были согласны с утверждением, что деятельность группы научных коммуникаций способствует росту узнаваемости научного центра. Не знали, что ответить на этот вопрос в основном те, кто не общался с группой. Согласны с этим утверждением в основном сотрудники, имевшие опыт такого общения. Это ожидаемые результаты. А вот среди несогласных были в том числе и те, кто уже сотрудничал с группой. Пусть их было не много, но, по всей видимости, они не удовлетворены работой нового подразделения.

Также ученых попросили выбрать наиболее важные направления деятельности научного центра в области внешних коммуникаций. Чаще всего в ответах фигурировала опция «подготовка научных новостей для СМИ». Чуть меньше опрошенных, примерно половина, поместили в число важных «организацию научно-популярных мероприятий с участием ученых Центра на сторонних площадках» и «обеспечение присутствия ученых в качестве экспертов в СМИ». Лишь треть респондентов посчитали нужным отметить такие активности, как «регулярное обновление сайта» и «ведение социальных сетей».

При ответе на этот вопрос ожидаемо проявились возрастные отличия. Для молодых ученых в возрасте до 35 лет социальные сети сравнимы по важности с другими активностями. Ученые после 45 лет не придают этой деятельности большого значения, зато считают, что обязательно следует продвигать ученых в качестве экспертов в СМИ.

Сухой остаток

Всего в опросе приняли участие 157 человек. Неплохой охват для Центра, в котором работают чуть больше 600 научных сотрудников. Усредненный портрет участника опроса выглядит так. Это научный сотрудник с кандидатской степенью в области естественных наук в возрасте 30—40 лет. Самым востребованным источником научно-популярной информации для него является издание «Наука в Сибири». У него или у нее (количество ответов от женщин и мужчин примерно одинаковое) около 30 публикаций в базе данных Web of Science и индекс Хирша равный 5. При этом у одной десятой ответивших больше 80 публикаций в WoS и индекс Хирша выше 15.

Если же говорить о наиболее частых или типичных ответах, то усредненное мнение будет следующим. Наш ученый не уверен, входит ли популяризация науки в число профессиональных обязанностей ученого. Иногда использует СМИ и социальные сети в качестве источников научной информации. Самый частый формат научной коммуникации — общение с журналистами. Популяризацией науки занимается, чтобы привлечь талантливую молодежь. Сталкивался с искажениями научной информации в СМИ и чаще всего винит в этом пресс-службы. Не считает, что популяризация науки должна быть частью государственного задания, потому что боится формализма и бюрократии. Несколько раз в месяц готов уделить время популяризации науки. При этом не считает гонорар обязательным стимулом. Предпочтительная форма коммуникаций — научно-популярные тексты и лекции. Как раз написанию текстов и инфографике усредненный респондент и хотел бы поучиться.

P.S. Выражаем благодарность старшему научному сотруднику лаборатории сравнительных социальных исследований Высшей школы экономики кандидату социологических наук Анне Немировской за помощь в разработке опроса.


Поделиться:



Наверх