Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Логин
Пароль
EN

Федеральный исследовательский центр 
«Красноярский научный центр
Сибирского отделения Российской академии наук»

 Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»

Федеральный исследовательский центр 
«Красноярский научный центр
Сибирского отделения Российской академии наук»

Красноярский ученый избран президентом Международного общества по исследованию соленых озер

27 января 2022 г. Институт биофизики СО РАН

Красноярский ученый избран президентом Международного общества по исследованию соленых озер


Ведущий научный сотрудник Института биофизики СО РАН Егор Задереев избран президентом Международного общества по исследованию соленых озер. Общество объединяет несколько сотен ученых и практиков, заинтересованных в изучении, использовании и охране соленых озер.


Соленые озера распространены на всех континентах и имеют большое экономическое, экологическое и научное значение. С 1979 года неформальная международная ассоциация исследователей соленых озер, занимающихся различными дисциплинами, начала проводить регулярные конференции, призванные способствовать научному обмену и углублять научное понимание особенностей функционирования соленых озер. Международное общество по исследованию соленых озер (МОИСО) было официально основано в 1994 году. Это относительно небольшая международная организация, объединяющая специалистов, заинтересованных в любом аспекте жизни или использования внутренних соленых вод. Общество нацелено не только на развитие научных контактов и исследований, но и на просвещение различных аудиторий, заинтересованных в использовании, управлении и сохранении соленых озер.

Обществом управляет избираемый каждые три года руководящий совет, в состав которого входят президент и вице-президент, редактор, секретарь, представитель молодых ученых и шесть членов с правом голоса. В разные годы президентами общества были ученые из США, Австралии, Израиля и Китая. Во время очередной конференции, которая проходила в онлайн формате в октябре прошлого года в Испании, на должность президента МОИСО была рекомендована и позже утверждена кандидатура ведущего научного сотрудника Института биофизики Красноярского научного центра СО РАН Егора Задереева. Он будет занимать этот пост вместе с членами нового руководящего совета в течение трех следующих лет, до 2024 года.

Мы попросили Егора Задереева ответить на несколько вопросов о жизни международных научных обществ.

Чем занимается Международное общество по исследованию соленых озер?

Это небольшое объединение ученых и практиков, которое долгие годы работало по достаточно стандартной модели. Каждые три года в разных странах мира общество проводило международные конференции. Результаты лучших докладов обычно публиковались в специальном выпуске научного журнала. Чуть позже у общества появились свои награды. Сначала это были призы за лучшие пленарный и стендовый молодежные доклады на конференции. Эти премии носят имя профессора Билла Вильямса, видного австралийского лимнолога, которого можно считать вдохновителем объединения специалистов по исследованию соленых озер.

Позже, в частности и по моей инициативе, когда я уже был членом руководящего совета общества, появилась вторая награда. Это премия для молодых ученых за лучшие статьи по исследованию соленых озер. Жюри оценивает статьи, опубликованные за трехлетний промежуток. Победители получают не только денежный приз, но и возможность представить результаты своих исследований в виде пленарного доклада. Пленарный доклад на конференции – это довольно значимая веха в жизни ученого.

В свое время общество начинало издавать и собственный научный журнал, но эта инициатива не получила развития. Для небольшой организации такая задача оказалась не по силам. Эпизодически члены общества участвуют в различных экспертизах проектов по использованию соленых озер, включаются в активность по охране уникальных экосистем.

Например, буквально в конце прошлом году в Аргентине завершились работы по созданию большого заповедника на соленом озере Мар Чикита. Это крупный водоем, поддерживающий большое разнообразие водоплавающих птиц, в частности, нескольких эндемичных видов фламинго. Одной из движущих сил по созданию охраняемой территории стала Лусила Кастро (Lucila Castro), которая шесть последних лет представляла в руководящем совете МОИСО молодых ученых. Лично для нее участие в жизни общества стало судьбоносным. В 2011 году в Аргентине проходила 11-ая конференция общества. Лусила еще школьницей была там волонтером. Ее, жительницу маленького курортного города на берегу озера в центре Аргентины, так вдохновило общение с учеными, что она решила посвятить себя этой деятельности. В итоге сейчас она выступает на национальном уровне, представляя перед чиновниками самого высокого ранга планы по охране уникальных экосистем. Это отличный пример конкретных результатов деятельности международной научной организации.

Фламинго_Мар_Чикита

Если все так хорошо, планируются ли какие-то изменения в жизни общества в ближайшее время?

На самом деле в жизни международных научных обществ тяжелые времена наступили лет 15-20 назад. Кто-то смог их преодолеть, кто-то движется по накатанной. До эпохи интернета общества были мощным инструментом объединения специалистов. В каком-то смысле открытым, но элитарным клубом для некой сферы. Многие информационные барьеры с появлением интернета исчезли. В современной науке сильно поменялись подходы к публикации научных статей. В частности, большое влияние оказывают концепция open access и появление платных, но очень быстрых в своей работе журналов. В результате в какой-то момент традиционные научные общества оказались почти не нужны. Кроме регулярных конференций им было особо нечего предложить своим членам. В то же время стали появляться общества нового типа – собранные не вокруг конкретной науки, а вокруг проекта.

Один из ярких примеров, это глобальная сеть по наблюдению за озерами, которая началась как сообщество ученых, обменивающихся рядами наблюдений на своих озерах с целью обобщения данных и подготовки совместных статей. Через какое-то время такие сообщества начали конкурировать с традиционными обществами. Ведь участие в подобном проекте, это не просто принадлежность к некой группе, которую (принадлежность) ты оплачиваешь ежегодным оргвзносом. По сути, это участие в совместном научном исследовании, где твои данные дополняют общую копилку и приводят к публикациям мирового уровня.

Я думаю, что нашему обществу тоже нужно двигаться в эту сторону. Мы должны привлекать людей не только схожестью объектов и тематик исследования, но и прямой пользой для каждого члена общества. Будем обсуждать некий формат открытых площадок по сбору данных, обобщение которых даст новые знания.

Учитывая огромный спектр проблем, связанных с использованием соленых озер, обществу стоит активнее включаться в процесс принятия решений. Речь идет о взаимодействии с международными и национальными организациями, занятыми вопросами управления, охраны и природопользования. Пример Аргентины должны нас вдохновлять. Но в мире масса нерешенных и масштабных проблем. У всех на слуху трагедия Аральского моря. Менее известна в России, но сопоставима по масштабу ситуация с озером Урмия в Иране, Великим соленым озером в США, менее крупными водоемами в других странах мира. Голос ученых, как экспертов, должен быть услышан, и общество, как оформленная институция, может стать отличной платформой для этого.

Новые перспективы открыл нам и коронавирус. Мы и раньше могли делать многие вещи онлайн, но в силу традиций и большего удовольствия, предпочитали живое общение. Сейчас стало понятно, что эффективность онлайн коммуникаций во многих случаях выше традиционных. При этом экономятся ресурсы и время. Я, безусловно, надеюсь, что мы вернемся и к офлайн форматам конференций и научного общения. Но онлайн в своей нише с нами прочно и навсегда. Международные вебинары, лекции и рабочие семинары могут стать очень эффективным инструментом для развития и продвижения общества.

zoom

Чем вообще интересны соленые озера, почему к ним такое внимание?

Особо большого внимания и нет, точнее не было в прошлые десятилетия. Когда лет 10 назад я сделал анализ представленности соленых озер на крупнейших мировых конференциях по водной экологии, то оказалось, что количество докладов по этой тематике – буквально проценты. При этом, объем воды, который хранится в соленых озерах на континентах практически совпадает с объемом воды в пресных озерах. На лицо явная диспропорция. Традиционно считалось, что пресная вода — это ценный ресурс, который следует охранять, а соленая нам нужна в меньшей степени. Кстати, именно меньшее внимание и признание ценности соленых озер стали причиной создания отдельного общества.

Сейчас ситуация меняется. Соленые озера особо интересны по нескольким причинам. Жизнь в очень соленых озерах – это пример экстремальных условий, которые могут встречаться, например, и на других планетах. Многие соленые озера, находясь в степной или полупустынной местности – это своеобразные пит-стопы для миллионов перелетных птиц. Различные химические соединения, которые содержатся в воде этих озер – ценное сырье для промышленности. И если раньше из них выпаривали в основном пищевую соль и соли для удобрений, то сейчас это еще и соли лития, без которого невозможна вся современная электроника. Все мы знаем соленые озера как места отдыха и лечения, благодаря их терапевтическим свойствам. Экологические катастрофы с усыхающими крупными солеными озерами я уже упоминал. То есть очень часто наша жизнь и жизнь миллионов существ зависит от соленых озер.

Фабрика по добыче соли_озеро

Буквально в последние несколько лет актуальной стала еще одна тема. Водные экологи всего мира обращают пристальное внимание на проблемы засоления пресных водоемов. Получается, что существовавшая еще 10 лет назад граница между исследованием пресных, «более ценных» для человека, и соленых озер стирается. Знания и опыт ученых, которые долгие годы занимались солеными озерами будут крайней востребованными в ближайшее время.

Почему новым президентом Международного общества по исследованию соленых озер стал ученый из Красноярска?

Здесь есть и своя логика развития науки в Красноярске, и, конечно, моя личная история. Стоит начать с того, что Красноярск сегодня это один из заметных центров как в стране, так и в мире, по исследованию соленых озер. Все началось, пожалуй, 30 лет назад, когда по инициативе директора Института биофизики СО РАН, академика Андрея Георгиевича Дегерменджи на озере Шира был создан научно-исследовательский стационар Института биофизики СО РАН. Первые работы были довольно наивными, если смотреть на них с позиций сегодняшнего дня – в 90-е не было ни современного оборудования, ни таких широких возможностей по доступу к информации. Но изначальный заход был не провинциальный.

Как только стало известно, что существует тематическое общество, инициатор научных исследований сначала сам принял участие в работе регулярной конференции в США, а потом предложил озеро Шира местом следующего сбора. Сегодня это выглядит как авантюра, но она удалась. В далеком 2002 году в поселке Жемчужный на берегу озера Шира прошла международная конференция. С того момента красноярские водные экологи так или иначе взаимодействуют с обществом. И оно тоже повлияло на становление исследований в Красноярске.

Конференция Шира

Именно после конференции нам удалось получить участок земли на берегу озера Шира для создания собственного стационара – до этого землю арендовали у одной из баз отдыха. Проведение конференции стало аргументом на уровне СО РАН для повышенного финансирования успешно развивающихся работ. Сегодня вокруг стационара и соленой тематики выросла целая сеть исследований. Ежегодно ученые получают несколько грантов на различные проекты. Теперь соленые озера помогают и реконструировать климат прошлого, и исследовать ценность полиненасыщенных жирных кислот, и оценивать эффективность депонирования углерода водными экосистемами. На стационаре регулярно с визитами бывают ученые из многих регионов страны и разных стран мира. Так что изначальное ориентация на мировой уровень дала свой результат.

Что касается меня, то после участия в очередной конференции общества в Аргентине меня избрали в члены руководящего совета, а в 2014 году я стал вице-президентом. В прошлом году на конференции в Испании меня сначала номинировали, а потом в начале этого года выбрали президентом. Мне кажется, это произошло скорее по принципу «кто везет на том и пашут». Но теперь моя задача заставить пахать всех:) Стоит отметить, что работа в таких обществах не оплачивается, это общественная нагрузка, которую ученый выполняет исходя их своих принципов и понимания некой общей значимости. Надеюсь мое участие в жизни общества будет полезным и для Красноярска. Любые действия, которые повышают нашу заметность на мировой арене и привлекают внимание коллег в конечном итоге способствуют развитию местной науки.




Поделиться:



Наверх