Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Логин
Пароль
EN

Федеральный исследовательский центр 
«Красноярский научный центр
Сибирского отделения Российской академии наук»

 Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»

Федеральный исследовательский центр 
«Красноярский научный центр
Сибирского отделения Российской академии наук»

Арт-резиденция «АванПост. Искусство науки»

14 декабря 2023 г. ФИЦ КНЦ CO РАН

Арт-резиденция «АванПост. Искусство науки»

В Красноярске завершила свою работу арт-резиденция «АванПост. Искусство науки». Проект стартовал в конце сентября 2023 года, когда был объявлен приём заявок на участие в научно-театральной лаборатории. В этом году в тандеме с учёными Красноярского научного центра СО РАН (ФИЦ КНЦ СО РАН) резиденты исследовали взаимосвязь театра и науки.

Проект прошел при поддержке Министерства культуры Красноярского края, в рамках реализации Национального проекта «Культура». Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр СО РАН» стал генеральным партнёром резиденции, а организатором выступил красноярский независимый театр современной драмы «Вспышка». Это уже четвертая арт-резиденция, которую организует театр.

Импульсом для творчества участников арт-резиденции в 2023 году стали разработки в области химии, генетики и физики. Научными кураторами этих трех направлений стали учёные Красноярского научного центра СО РАН: кандидат химических наук старший научный сотрудник Института химии и химической технологии СО РАН Александр Казаченко, кандидат биологических наук руководитель группы молекулярно-генетических исследований Научно-исследовательского института медицинских проблем Севера Марина Смольникова и кандидат физико-математических наук старший научный сотрудник Института физики им Л.В. Киренского СО РАН Александр Фрейдман. Так же кураторами проекта от науки стали специалист службы научных коммуникаций ФИЦ КНЦ СО РАН Мария Байкалова, кандидат биологических наук руководитель службы научных коммуникаций Егор Задереев и научный фотограф специалист службы научных коммуникаций Анастасия Тамаровская. Творческими кураторами проекта были режиссёр Мария Булатова, медиа-художница и драматург Любовь Винк и хореограф Мария Власова.

Принять участие в лаборатории мог любой желающий. После небольшого экзамена: для одних он был творческим, для других научным, участникам было предложено занять конкретную должность в проекте и применить свои навыки. В течение двух месяцев 34 резидента (студенты, журналисты, учёные, люди нетеатральных профессий и одна школьница) посещали научные лаборатории, слушали лекции учёных, пробовали преломить эти знания через призму театра. В результате были созданы: 6 эскизных работ, «токсичная» инсталляция, философский чат-бот в телеграме по трудам Владимира Бибихина и Ги Дебора и цикл интервью с научными кураторами Александром Казаченко, Мариной Смольниковой и Александром Фрейдманом.

1_Участники арт-резиденции на экскурсии в НИИ медицинских проблем Севера.jpg

Помимо лабораторной части, в октябре и ноябре прошла насыщенная программа для зрителей, включающая 16 событий: научно-познавательные практикумы в Информационном центре по атомной энергии, перформанс «В отражении» хореографа Марии Власовой и команды танцевальной лаборатории «Точка зрения», практикум по научной фотографии с Анастасией Тамаровской, просмотр фильма «Выход» в Доме кино с участием в качестве эксперта кандидата биологических наук старшего научного сотрудника Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН Светланы Евграфовой, лекции учёных Александра Фрейдмана и Егора Задереева, путешествие с Ириной Бахтиной по XV Красноярской музейной биеннале «АВЕНИСЕЕСИНЕВА» в Музейном центре «Площадь Мира», тренинги актёрского мастерства, сценической речи и импровизации с актрисами Татьяной Шуклиной и Ангелиной Засенцевой и тренером ораторского искусства Зоей Корень.

Особым событием для зрителей стали гастроли петербургской команды «Лес. Бибихин» и творческая встреча с режиссёром Борисом Павловичем. Три спектакля по философии Владимира Бибихина познакомили красноярцев с «проектом-грибницей» и разнообразием форм моноспектаклей. «Лес. Ангелина», «Лес. Ожидание», «Лес. Книга» – постановки разного жанра (философский стендап, театральная симуляция и спектакль-семинар) на стыке личных историй, волнующих авторов тем и философских текстов. За всем этим можно было следить и главное принимать участие в группе театра «Вспышка».

2_специалист службы научных коммуникаций, научный фотограф Анастасия Тамаровская.jpg«Одна из главных ценностей таких проектов — это возможность проявить себя для талантливых людей, найти единомышленников, завязать новые знакомства, просто попробовать что-то новое, найти новые сферы для применения своих талантов. С точки зрения союза популяризации науки и искусства — это всегда яркий, свежий результат и неожиданная комбинация приемов и методов. Все это не оставляет публику равнодушной и это здорово», — делится своими впечатлениями от проекта один из научных кураторов специалист службы научных коммуникаций, научный фотограф Анастасия Тамаровская.

 

«Зима на Марсе»

2 и 3 декабря в «Доме ученых» состоялась серия финальных показов арт-резиденции АванПост. Искусство науки», на которых зрителям представили результаты совместной работы красноярских ученых и творческих деятелей.

«Одна из инициатив проходящего сейчас в России Десятилетия науки и технологий – «Наука как искусство». Во всем мире в области популяризации науки наблюдается тренд на смешение жанров, поиск новых способов коммуникации. Мы с удовольствием поддержали эксперимент независимого театра современной драмы и он, без сомнений, удался. Полные залы на финальных показах, яркие эмоции участников и зрителей, внимание к проекту со стороны СМИ – это прекрасный результат. Стоит отметить, что сотрудники научного центра были задействованы в проекте не только как сторонние кураторы, но и как полноценные участники. Надеюсь, что мы не только смогли сделать чуть полнее жизнь всех вовлеченных в проект, но и передали часть духа науки в творческую жизнь Красноярска», — подводит итоги проекта руководитель службы научных коммуникаций Егор Задереев.

В первый день завершающих показов зрителям представили перформативную аудиоинсталляцию «Жил-был звук», итоговую работу группы «физика» читку пьесы «Зима на Марсе», итоговую работу группы «химия» сценический эксперимент «Вот это реакция!».

Перформативная аудиоинсталляция — интерактивный формат, где ученые в формате «быстрых свиданий» со зрителем, задавали вопросы о звуках в нашей жизни и рассказывали о нем интересные факты. Звук был представлен, как нечто отдельное, арт-объект, который мы не видим. Так же в фойе Дома ученых перед спектаклем зрители могли увидеть инсталляцию «Токсичность». Биолог Юлия Дывдык написала рассказ про токсичность, и у всех на глазах он растворялся в разведённой серной кислоте.

Итоговой работой группы «физика» стала читка пьесы «Зима на Марсе», которую написала и прочитала участница арт-резиденции Софья Слабковская. Через трогательные семейные сцены и разговоры бабушки с внуком ей удалось рассказать зрителям о мечтах о далеком космосе и погрузить их в атмосферу квартиры-космического корабля, выйти из которого герои пьесы, как настоящие космонавты, не могут.

3_Софья Слабковская

Своим впечатлением от участия в проекте поделился куратор группы «физика» кандидат физико-математических наук Александр Фрейдман: «Очень полезно время от времени менять точку зрения. Когда ты погружен в одну и ту же область постоянно, то постепенно начинаешь терять ориентацию. «АванПост» стал тем проектом, который заставляет высунуть голову из воды и взглянуть на привычные вещи под новым углом. Очень благодарен резидентам и организаторам за такую возможность, ну, и, конечно, за отлично проделанную работу».

Заставила улыбнуться зрителей итоговая работа группы «химия» плейбек-эксперимент «Вот это реакция!». Участники представили зрителям и попросили их расшифровать химические реакции, показанные через человеческие взаимоотношения, так хорошо знакомые каждому, местами доведенные до абсурда.

Вот что сказал про свое участие в проекте куратор группы «химия» кандидат химических наук Александр Казаченко: «Я занимаюсь органической химией, в которой опыты идут довольно долго. Ты смешиваешь ингредиенты, и они сами там «варятся». И здесь я, наверное, просто воспроизвёл это действие. Я считаю, что моя основная роль в проекте – не вмешиваться. Я подал идею, и она как-то взросла в умах участников. Мне очень помогала моя аспирантка Ярослава Бережная, которая была участницей проекта. Я думаю, какие-то сокровенные знания о химии через меня или через себя она передавала в процессе. Мне нравится, когда в таких процессах нет чёткой структуры, когда творчество рождается по ходу. То есть, когда все идет не по инструкции «сейчас мы делаем это, сейчас мы делаем это», а происходит живой творческий процесс».

Режиссёр и куратор лаборатории «Искусство науки» Мария Булатова так рассказала о проекте: «В этом году «АванПост» был особенно сложен и от этого интересен. Мы впервые не предлагали резидентам осваивать какой-то один формат – аудиотеатр, например, как это было на первой резиденции. Мы расширили границы и, как творческие кураторы, готовы были подхватить и развить любой формат. Поначалу это создало много вопросов: куда двигаться, когда можно идти в любом направлении? И мы стали разбирать научные темы, пытаясь услышать, к каким жанрам театра они нас ведут. Это было непросто, обнаружились все противоречия в творческом и научном подходах к познанию мира. Но постепенно родились абсолютно разные проекты: от чат-бота до вокальной практики, от перформативной читки до настольной игры, от плейбек-театра до инсталляции».

«Станцуйте мне генетику»

В заключительный день проекта «АванПост 4. Искусство науки» прошли спирогенетический сеанс «CrossSINGover» и танцевальный перформанс-рассуждение «Форма близости». Их ставили режиссёр Мария Булатова и кандидат биологических наук Марина Смольникова. Оказалось, что даже такие сложные понятия, как генетика, становятся близкими каждому через человеческие истории. К тому же, команде удалось показать генетику с помощью нескольких художественных жанров: песни, танца, сторителинга, рисования. По отзывам зрителей, во время обсуждения в конце показов, это вызвало самые яркие эмоции.

4_участники арт-резиденции и зрители финальных показов _рисуют генетику_.jpg

О работе со своей группой «генетика» рассказала кандидат биологических наук Марина Смольникова: «Мне нравится учиться, узнавать и пробовать новое. Одна из характеристик ученого – постоянное обучение, изучение окружающего мира и процессов, которые в нем происходят. Когда мне предложили быть одним из трех научных кураторов в проекте театра и ФИЦ, я была в небольшом замешательстве. Но потом возник интерес и вызов самой себе: сделать что-то необычное, творческое, показать зрителю науку, вдохновить людей, которые покажут телом, голосом, эмоциями, науку, в моем случае – генетику. Помню первую лекцию для резидентов, было очень много вопросов: «А как происходит наследование? А почему именно так? Что можно изменить в человеке? Как может повлиять знание своего генома на твою жизнь?» и так далее. Я люблю музыку и танцы, поэтому предложила участникам своей группы «станцевать» генетику. В процессе проекта мы не раз собирались, обсуждали, было много вопросов, и я старалась давать ответы, понятные каждому. К финалу в нашей группе созрело целых 5 работ! И танец, и песня-интервью, во время которой еще и рисовали, игра – это только то, что было показано на финальных показах. Не все еще закончено, и я жду продолжения, а также развития и повторных показов. Кто был в Доме ученых 2 и 3 декабря на первых показах, получил массу удовольствий. Девочки сделали удивительный танец объятий окситоцина. Спасибо за это Марии Власовой. А Мария Булатова – художественный руководитель театра «Вспышка» и Ярослава Перевозкина сделали невозможное: в кратчайшие сроки столько разнообразных работ. Я рада, что стала частью этого творчества, в каждом ученом есть творческое начало.

Особенно ценно для меня, как одного из кураторов проекта базовые школы РАН, было участие ученицы класса РАН Даши Дик. Когда она узнала о проекте, у нее сразу родилось несколько идей и, в итоге, она стала участницей двух финальных работ».

Все работы резиденты представляли в эскизном варианте. После финальных показов самые успешные проекты доработают и добавят в репертуар театра «Вспышка».

Завершилось всё генетической игрой и импровизацией от «безумного барабанщика», одного из самых цитируемых ученых Красноярска за прошлый год, куратора резиденции «АванПост. Искусство науки» кандидата химических наук Александра Казаченко в пространстве «Круги». Там же подвели итоги, наградив резидентов и партнёров «Аванпоста».

Продюсер театра «Вспышка» и проекта «АванПост» Ярослава Перевозкина считает, что формат резиденции в очередной раз доказал эффективность сотрудничества: «Мы вновь обрели друзей и пополнили команду неравнодушных и ищущих! Кажется, нам удалось обнаружить волнующие темы и, заручившись поддержкой учёных, «проявить» формы интеллектуального театра, который горячо любим «Вспышкой». Мы говорили о сложном на языке аудио, танца, документальных и художественных текстов, мы пели и танцевали генетику, выражали химию через сценические скетчи, а физику вплели в перформативную читку. И, конечно, всё сложилось благодаря надёжному плечу научных кураторов, их готовности к экспериментам и поиску научно-театральных форм. Мы получили большой заряд от команды резидентов и вдохновились обратной связью зрителей, которые настаивают на продолжении лабораторных эскизов. Мы благодарим каждого, кто прошёл этот путь с нами. И особенно партнёров, коими богата эта резиденция. Благодаря вам создаётся новое, а современный театр продолжит удивлять горожан».

5_участники арт-резиденции АванПост. Искусство науки.jpg




Поделиться:



Наверх