Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Логин
Пароль
EN

Федеральный исследовательский центр 
«Красноярский научный центр
Сибирского отделения Российской академии наук»

 Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»

Федеральный исследовательский центр 
«Красноярский научный центр
Сибирского отделения Российской академии наук»

Первый шаг к «Рекультивации 2.0»

3 августа 2021 г. Научно-исследовательский институт сельского хозяйства и экологии Арктики

Первый шаг к «Рекультивации 2.0»
Ученые Норильского НИИ сельского хозяйства и экологии Арктики — филиала ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» стремятся сделать восстановление нарушенных промышленностью тундровых и пойменных почв кардинально дешевле и проще, чем это возможно сегодня.

Предприятия добывающих отраслей избегают рекультивации не из экологического невежества: сегодняшние российские технологии построены на покрытии нарушенных территорий мегатоннами нового почвенного слоя и трудоемкой (часто ручной) высадке растений, которые то ли образуют новую экосистему, то ли не приживутся и зачахнут. Российская Арктика сегодня становится ареной разработки новых крупных месторождений, и в НИИСХиЭА задумались над тем, как попытаться сделать восстановление «лунных пейзажей» доступным и привлекательным для бизнеса.

Зоя Янченко.jpg«На объектах с тяжелыми нарушениями почвенного покрова правила рекультивации обязывают нанесение растительного субстрата, питательного слоя, ― рассказала директор НИИСХиЭА кандидат биологических наук Зоя Анатольевна Янченко. ― А мы считаем возможным не готовить новую землю под новые растения, а сразу высаживать каждую особь со своей питательной средой, закрывающей ее корневую систему и достаточной для того, чтобы прижиться, а затем начать осваивать менее плодородные грунты вокруг себя».

Модельными растениями были избраны местные виды ив ― самые устойчивые ко всем видам и формам промышленных загрязнений, о чем сообщали и участники Большой Норильской экспедиции 2020 года. Ведь рядом с закрытыми и поставленными на рекультивацию объектами могут находиться действующие, а ива до последнего выдерживает жесткие химические атаки во всех трех средах и растет на беднейших и одновременно с тем загрязненных почвах. Норильские биологи решили посмотреть, как может выглядеть внедрение в чужеродные грунты молодых ивовых побегов, предварительно пророщенных в горшочках с определенным питательным составом, ― так, как готовят рассаду для дачных участков. «Идейным вдохновителем эксперимента стал наш коллега, кандидат биологических наук Игорь Дмитриевич Махатков из Института почвоведения и агрохимии СО РАН, ― рассказала З. Янченко. ― Он предложил распространить успешные опыты высадки рекультивантов со своим грунтом в сравнительно теплых широтах на Арктику, и мы решили попробовать».

«Сейчас идет первый, только первый сезон нашего эксперимента, ― подчеркнула Зоя Анатольевна. ― Весной мы смогли нарезать достаточное количество веток ивы различных видов, затем поместили черенки в гетероауксин ― вещество, способствующее корнеобразованию. После этого рассадили их в полулитровые пластиковые стаканы: на дне дренаж, выше смесь из равных частей грунта, торфа и песка. То есть выращивали первоначально, как комнатные цветы».

3.jpg

«Правда, перед посадкой в открытый грунт пропустили стадию доращивания в стаканах на открытом воздухе: помешала нехватка времени и сил, в летний сезон наши специалисты нарасхват. Рядом высадили другие черенки ― тоже обработанные гетероауксином, но без предварительного развития в горшочках, сразу в грунт. Считаные недели наблюдений показали, что во втором случае растения приживаются намного хуже», — рассказала Зоя Янченко. В обеих группах с активатором корнеобразования экспериментировали: как по времени, так и по концентрации.

На каждом стакане-горшочке наклейка с видом растения, датами срезки, обработки гетероауксином, помещения черенков в субстрат. «Мы в разные сроки высаживаем их, сравниваем рост, осенью подведем итоги: в какой группе растений прижилось больше и лучше. Весной проверим, как они перезимовали». Для рекультивации без нанесения сплошного почвенного слоя крайне важно понимать и то, с какой плотностью должны расти молодые особи, чтобы формировать сплошное зеленое покрытие и постепенно, год за годом, создавать на безжизненной основе естественный органический слой.

Высадка ивовых саженцев в норильской тундре смотрится трудом садовника: на строго отмеренной дистанции выкапываются ямки, туда аккуратно переносится содержимое горшочка, затем дополнительно удобряется (кстати, популярной у дачников азофоской), трамбуется и поливается. А на краю питомника НИИСХиЭА виднеется группа откровенно чахнущих или вовсе засохших деревцев и кустиков. «Это результат опытов по пересадке с комом земли, ― делится Зоя Янченко. ― В условиях Арктики это трудоемко и малоэффективно даже для местных видов».

До описательной части эксперимента, до научных докладов и статей пройдет не один сезон. При этом норильские исследователи не стремятся заложить очередную «вечную тематику»: по мнению З. А. Янченко, за три, максимум четыре года появится ясность, как по оптимальной схеме подготовки саженцев, так и по методике их высадки. «После этого научный результат можно будет, видимо, рассматривать как первоначальный технологический задел и двигаться дальше, ― считает Зоя Янченко. ― Мы в самом начале пути и предвидим многие трудности, которые на нем встретятся».

Источник: Наука в Сибири



Поделиться:



Наверх