Научная коммуникация в НИИ: step by step
На этой странице будут размещаться полезные ссылки и материалы по теме научной коммуникации.
Первый материал — краткая инструкция по созданию службы научной коммуникации в академической организации. Текст подготовлен для сборника «Формула научного пиара 4.0».
С чего начать
В самом начале вам нужно определиться со стратегией – строите ли вы полноценную коммуникационную службу или планируете продвигать институт своими силами, возможно даже только на личном интересе и энтузиазме. Как ни странно, возможно и первое, и второе. Это зависит от размера организации, доступных ресурсов, личной заинтересованности.
Для небольшой организации создание полноценного коммуникационного офиса не требуется. Чаще всего хватит усилий одного человека. В случае большого центра или института – одному не справиться.
В идеале список обязанностей (и сотрудников) для коммуникационного офиса это:
-
тексты;
-
фото, графика, видео;
-
социальные сети;
-
офлайн активности.
Если у вас есть возможности разделить обязанности 1) тексты, 2) фото/графика/дизайн 3) социальные сети и офлайн между тремя сотрудниками – это уже отличный коммуникационный офис, о котором большинство НИИ в России только мечтает. Чаще всего вы будете делать все в одиночку, либо иногда делегировать какие-то обязанности другим людям.
Часто обязанности по научной коммуникации сваливаются на ученого секретаря. Но он/она не всегда готов. Если вы не ученый секретарь, то наладить с ним контакт все равно необходимо. Это ваш первый помощник, поэтому желательно чтобы отношения были рабочими. Почти всегда для офлайн активностей в научной организации используют силы Совета молодых ученых. Из числа молодых ученых так же можно найти волонтера (лучше с доплатой) на социальные сети. Поэтому если у вас нет возможности строить отдельную структуру по научной коммуникации, то ваши первые помощники — это ученый секретарь и председатель совета молодых ученых.
Что нужно сделать в первую очередь. Как не банально, получить согласие и кредит доверия от начальства. Возможен вариант, когда вы в порядке личной инициативы начинаете строить научные коммуникации, а позже, имея небольшой задел, добиваетесь от руководства каких-то полномочий или гарантий. В любом случае это стоит сделать, как можно раньше. Письмо от директора облегчает контакты с сотрудниками, дает вам шанс строить более-менее устойчивую стратегию работы.
С чего начинаем? Три основных направления работы: 1) новости, 2) присутствие ваших ученых в СМИ в качестве экспертов, 3) офлайн события от лица организации или с участием ваших ученых.
Научные новости
Основной источник информации для новостей – научные статьи сотрудников вашей организации. Сделайте рассылку через ученого секретаря или напрямую, возможно выступите на ученом совете, с просьбой сообщать вам о свежих научных статьях, в идеале сразу после того, как их приняли в печать, а не после выхода статьи в свет. Этот путь будет работать очень плохо, но все равно, несколько сотрудников откликнутся. Попытайтесь донести, что особенно предварительная информация о скором выходе статьи важна для крутых публикаций в журналах с высоким импакт-фактором.
Добровольно присылать статьи вам будут редко, поэтому вы должны отслеживать их сами. Подберите правильный поисковой запрос, который позволит отслеживать все статьи вашей организации, для Web of Science, SCOPUS и Google Scholar и еженедельно проверяйте базы данных на предмет появления новых статей. Выбор статей, которые станут источником новости, задача не простая. Вам придется быть в курсе текущей научной и новостной повестки в мире. Формально научную новость можно написать по практически любой статье. Но, конечно, их информационная ценность и привлекательность для СМИ будут отличаться. Обращайте внимание на ключевые слова (нано-, биотехнологии, нейро-, самое большое/маленькое/быстрое). Гарантировано интересные для СМИ тематики связаны с медициной, качеством жизни, качеством окружающей среды, пищей, поведением человека, гаджетами. Нюх на новости появится с опытом, поэтому других рекомендаций, кроме как писать – нет.
Обычная последовательность подготовки научной новости. Читаете научную статью, разбираетесь в теме, подходите к ученому-автору и спрашиваете интересные подробности исследования или уточняете детали, когда разговариваете с ним отмечайте какую-то яркую фразу, которая станет цитатой. После пишите текст новости, обязательно согласуете его с ученым и можно запускать в СМИ.
Для распространения научных новостей зарегистрируйтесь на сервисе Открытая наука. После загрузки вашей новости ее смогут прочитать подписанные на рассылку научные журналисты и в случае заинтересованности взять в работе. Параллельно вы должны создавать базу адресов журналистов и СМИ, которым интересна наука и рассылать свою новость по этой базе. Здесь тоже есть свои нюансы. Журналистов часто заваливают пресс-релизами и многие они даже не открывают. Поэтому попытайтесь делать рассылки максимально точечно, учитывая интересы конкретных СМИ или журналистов и информационную ценность релиза.
Не обязательно писать все новости или релизы своими руками. Можно активно находить партнеров. В статье есть ссылка на поддержку Российского научного фонда? Отправляйте ее в пресс-службу РНФ, они напишут новость и займутся ее распространением. Ваши ученые соавторы статьи с крупным университетом? Свяжитесь с пресс-службой университета, предложите новостной повод – в этом случае в пресс-релиз попадет и университет и ваш институту. Познакомьтесь с научными журналистами. Иногда можно отправить научную статью им напрямую, и они могут сделать эксклюзивную новость.
Социальные сети
Важный инструмент вашей работы, в том числе для распространения научных новостей – социальные сети. Обязательно создайте страницы своей организации в соцсетях. Если ориентируетесь на молодежь – подойдет Вконтакте. Для сообщества журналистов, лиц, принимающих решения, – я бы рекомендовал Фейсбук. Возможно и любые другие форматы – инстаграм, телеграм, твиттер. Но помните, что каждая социальная сеть это, по сути, свой уникальный контент и требования к подаче материала. Если у вас нет ресурсов, много разных соцсетей вы не потянете.
Продвижение страницы в социальных сетях – отдельная задача. Самый простой совет – пользователи любят общаться с живыми людьми, а не абстрактными страницами организаций. Поэтому, во-первых, вы должны стать лицом своей организации – обновляйте свою ленту так, чтобы было понятно, что здесь всегда можно найти актуальную науку, и заводите «дружбу» с целевой аудиторией (местные и федеральные журналисты, ученые, и т.п.). Во-вторых, найдите сотрудников своей организации в социальных сетях. Возможно они станут вашими проводниками – будут делиться обновлениями на официальной странице и сами размещать какую-то информацию. Если у вас будет несколько онлайн амбассадоров (о том, как реализована концепции «послов науки» в Берлине можно прочитать здесь), вам будет легче.
Ученые как эксперты
Социальные сети, кроме всего прочего, отличный инструмент, чтобы встроить ваших ученых в СМИ с комментариями. Отслеживайте, чем живет вам город, что интересует журналистов или чиновников (многие из них тоже активны онлайн). Если возникает вопрос или ситуация, которую можно прокомментировать научно, попросите ученого сделать пост на эту тему, а потом сошлитесь на него в комментариях в ленте у журналиста и местного лидера мнений.
С комментариями можно действовать и проактивно. Вручение нобелевских премий, климатическая аномалия, какое-то заметное событие на местном или федеральном уровне – оперативно возьмите комментарий у ученых вашей организации и предложите его СМИ, возможно это их заинтересует.
Мероприятия
Офлайн активности с одной стороны позволяют вам повысить репутацию организации в местном сообществе. Но это еще и источник контента и для социальных сетей, и для повышения узнаваемости и вашей организации и ваших ученых/спикеров среди разных аудиторий. Есть два стандартных подхода. Первый, делаете события на ваших площадках. Второй, выходите в город со своими экспертами. Для своих площадок подойдут экскурсии, фотокроссы, пресс-туры. На такие форматы можно приглашать разные аудитории, от школьников до блогеров или СМИ. Желательно привязывать их к каким-то датам – день науки, день космонавтики, фестиваль науки.
Делать или нет собственную постоянную площадку вне стен организации – вопрос ресурсов. Для организации постоянного лектория или любого другого формата вам нужно определенное количество разных и хороших спикеров (чаще всего с этим проблемы). Лучше попробовать поискать единомышленников и встроиться в какую-то активность своими учеными. Если в вашем городе есть Информационный центр по атомной энергии (их много в России), то наверняка они делают различные научно-популярные форматы, и вы можете активно предлагать им своих ученых. Можно попробовать объединиться с местным университетом (чаще всего это будет не просто) или сообществом активистов. В России есть несколько сетевых форматов, которые вы можете запустить в своем городе. Участие в сетевом формате дает вам готовые дизайн, инструкции по реализации мероприятия, узнаваемый бренд. К таким форматам можно отнести Science Slam, Pint of Science, Bar Hopping, Открытую лабораторную, фестиваль актуального научного кино ФАНК, лекторий Курилка Гуттенберга, другие форматы.
Если у вас есть силы, ресурсы, желание и единомышленники – делайте собственный проект. Здесь важна регулярность (пусть раз в квартал, но регулярно), узнаваемая в городе площадка (важна логистика для жителей города, удобство и «современность» площадки, ее имидж). В качестве площадки может быть что угодно – кинотеатр, ночной клуб, технопарк, кофейня, коворкинг. Там должны быть хороший звук и свет, зал отвечающий вашим потребностям (в идеале в зале должно быть мест впритык или даже чуть тесно, если к вам ходит 30 человек, то выбирайте помещение под такое количество участников). Важно фиксировать происходящее на фото (хорошего качества), возможно видео (но это дороже, а плохое видео лучше не делать), текстовые отчеты.
Итог
- Когда вы попробуете и научитесь писать и продвигать новости, ваши ученые появятся в СМИ, как эксперты, вы будете участвовать в научно-популярных мероприятиях или проводить свои у вас появится определенный план. Есть очевидные даты, которые вы можете отрабатывать офлайн – дни науки и космонавтики (второй в России более популярен, чем первый), день знаний, нобелевская неделя, дни или периоды проведения фестивалей науки и научного кино. Очевидные даты могут меняться в зависимости от специфики организации. Например, для института сельскохозяйственного профиля такими станут посевная и уборка урожая – периоды, когда тематические новости будут востребованы.
- Еженедельно вы смотрите обновления в базах данных публикаций и выбираете статьи для пресс-релизов. Для небольшого института даже одна научная новость в месяц (12 новостей в год будет хорошим результатом).
- Отслеживайте гранты и конференции. Итоги конкурсов грантов РНФ, РФФИ, Президента РФ (кандидаты, доктора наук, научные школы), мега-грантов из года в год подводят примерно в одно и тоже время. Сама по себе информация сколько грантов вы получили не очень интересна, но с добавкой комментариев от ученых, что они будут делать, может появится в местных СМИ. Конференции – могут стать источником информации, здесь тоже важен не сухой отчет, кто куда съездил, а содержательный рассказ об исследовании от участников.
В конечно итоге ваша работа будет строиться из ситуативных (новая статья, поездка ученого на конференцию, событие в жизни города или страны, которое можно прокомментировать) и предсказуемых (даты, периодичность офлайн событий) задач. И времени вздохнуть свободно у вас не будет.
PS. Данная инструкция не охватывает всего многообразия задач и возможностей в сфере научной коммуникации даже для небольшой организации. Практически по каждому упомянутому пункту можно предложить более развернутый материал.
Для погружения в тему можно порекомендовать массовый онлайн курс «Научная коммуникация».