Что такое рубки ухода? Зачем рубить деревья в лесу: рассказывают ученые Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН
15 февраля 2021 г. Институт леса им. В.Н. Сукачева СО РАН
Жители красноярского Академгородка и СМИ обратили внимание на рубку деревьев в лесу. Почему это необходимо делать, чтобы не потерять весь лес, рассказали ученые Института леса им. В.Н. Сукачева ФИЦ КНЦ СО РАН: научный сотрудник лаборатории фитоценологии и лесного ресурсоведения, кандидат биологических наук Мария Кириенко и старший научный сотрудник лаборатории экоурбанистики, кандидат сельскохозяйственных наук Иван Косов.
- Зачем рубить деревья в лесу?
Мария: Это не простая рубка. Это выборочная санитарная рубка – один из видов рубок ухода, когда из основного полога убирают больные деревья: пораженные грибковыми заболеваниями и заселенные насекомыми-вредителями. Убирают деревья, которые отстали в росте из-за недостатка света, питательных веществ и уже начали усыхать, а также ветровальные и буреломные деревья. Эти деревья опасны, потому что они в первую очередь заселяются насекомыми и могут представлять угрозу для здоровых деревьев. Такие рубки выполняются для оздоровления насаждений. Сосновые культуры в Академгородке перегущенные. Для того чтобы эти насаждения полноценно функционировали и выполняли свои экологические функции, необходимо оставить оптимальную для деревьев этого возраста густоту.
- Чем еще опасны деревья, которые убирают?
Иван: Самые опасные – усохшие деревья, так как при падении они могут убить человека, оборвать провода, упасть на автомобиль. Никто не может прогнозировать, когда оно упадет. Это не простые рубки, а мероприятие по уходу за лесом. Именно поэтому мы убираем отставшие в росте, усыхающие, усохшие и аварийные деревья. Они заражены разнообразными болезнями: фитопатогенами, раком, вирусами, которые у деревьев свои. Они заселены различными насекомыми: усачем, лубоедом, рогохвостом и другими, которые их буквально уничтожают. Основная проблема с перегущенными древостоями – они ослабевают, потому что им не хватает питания из-за очень плотного расположения на единицу площади. К этому добавляется высокая антропогенная нагрузка. Также сосна не устойчива к газовым и пылевым загрязнениям. Поток машин на дорогах в последние годы стал намного интенсивнее, увеличилось количество выхлопных газов. Все это стресс для деревьев. Так как им не хватает питания, они не могут восстановиться, болеют и в общей массе переходят в категорию ослабленных и усыхают.
- Как же справляются «дикие» леса, где не ступала нога человека?
Мария: Нас очень часто спрашивают: зачем вы вмешиваетесь? Есть же дикие леса, где все хорошо. В так называемых «диких» лесах, где не ступала нога человека, работают естественные механизмы саморегуляции и самоподдержания. Естественная смена поколений у деревьев происходят десятилетиями, но здесь мы имеем дело с искусственными лесами рекреационного назначения с повышенной антропогенной нагрузкой. И поскольку человек уже вмешался сюда и нарушил естественные механизмы самоподдержания экосистемы, то без нашей помощи этот лес уже не справится. Кроме того, мы имеем дело с чистыми по составу (насаждение, состоящее из одной древесной породы) одновозрастными древостоями, которые всегда менее устойчивы, чем смешанные разновозрастные насаждения.
Иван: Да, лес отрегулирует густоту и сам, но на это уйдут десятилетия, а людям необходим результат сейчас, поэтому процессы отпада такого древостоя необходимо регулировать. Мы этим и занимаемся.
- Как этот вопрос решают в других странах?
Мария: Я изучала европейскую практику. Там естественных лесов очень мало, в основном искусственного происхождения. Европейцы очень бережно относятся к зеленым насаждениям. У них распространена такая практика: леса с высокой рекреационной нагрузкой просто огораживают, вешают табличку с надписью «лес находится на отдыхе» и какое-то время не допускают туда людей. За это время, а это порядка трех-пяти лет, лесная экосистема успевает восстановиться. Восстанавливаются живой напочвенный покров и почвенные микроорганизмы, появляются новые виды насекомых, происходит естественное возобновление. Я за такую практику.
Было бы интересно поэкспериментировать и в Красноярске, взять какой-то участок, огородить и посмотреть. Но готовы ли на это пойти жители Красноярска и Академгородка? Тут приходится выбирать: либо мы хотим сохранить лес и готовы пожертвовать своими интересами, либо придется лесу помогать, ухаживать за ним, потому что самостоятельно лес не успевает это сделать. У нас, если посмотреть на лес в верхнем Академгородке, во многих местах, особенно на тропинках, отсутствует живой напочвенный покров, потому что люди его постоянно вытаптывают. При высокой антропогенной нагрузке страдают не только деревья. Страдают даже почвенные микроорганизмы. Когда почва сильно уплотнена, кислород в почву поступает плохо, почвенные микроорганизмы размножаются плохо, соответственно, почвообразовательный процесс замедляется или не происходит. А он нужен для растений. Получается замкнутый круг: страдают все компоненты лесной экосистемы.
Мы проводили исследования в насаждениях Академгородка. На участках, где антропогенная нагрузка низкая, есть даже краснокнижные растения, например, венерин башмачок. Если мы не будем так интенсивно эксплуатировать (вытаптывать) лес, то эти редкие виды растений будут восстанавливаться.
- Люди вредят лесу только тем, что они его вытаптывают?
Иван: В городе основной проблемой является загазованность. Есть деревья, которые достаточно устойчивы к воздействию токсичных газов, но не сосна. Она очень чувствительна к загрязнению воздуха. Поэтому, например, ее не стоит высаживать в центре города вдоль основных дорог. Она там просто погибнет. Ель – более газоустойчивая порода, но с елью сейчас другая проблема. У нас идет иссушение почв, климат немного меняется, а она очень требовательна к влаге. Чтобы сохранить ель в черте города ее нужно постоянно поливать. В естественных условиях она растет возле ручьев, в низменностях, где повышенное увлажнение почв. Основная задача в работе с городскими лесами – это ухаживать за старыми и высаживать новые устойчивые к новым экологическим условиям.
Мария: Лесные массивы более устойчивы, чем деревья растущие поодиночке. Они друг друга защищают, как стена. Если вы видели сосну в городе, то, как правило, состояние у нее очень печальное: у деревьев очень слабый прирост, либо он вовсе отсутствует, слаборазвитая деформированная крона. Сосна устроена так, что при приближении облака с загрязняющими веществами хвоинки не способны закрывать свои устьица. Это способствует поглощению и накоплению этих веществ в деревьях, приводит к их интоксикации. Со временем они усыхают и гибнут. Хвоинки ели, в особенности покрытые сизым налетом, придающим деревьям голубой или серебристый вид, более устойчивы к неблагоприятным экологическим условиям.
- Вытаптывание почвы, загрязняющие вещества, есть еще какое-то вредное воздействие человека?
Мария: Не затушенные костры, разбросанные стеклянные бутылки, когда из-за эффекта линзы происходит возгорание лесов. Все это, плюс ранее перечисленные факторы, приводит к тому, что площадь, лесов в нашей стране стремительно сокращается. Поэтому лесные массивы в черте города, испытывающие высокий антропогенный пресс, должны находиться под особым контролем.
Иван: Еще часто встречаются и плохо влияют на жизнь деревьев механические повреждения, которые оголяют древесину. У дерева естественная защитная реакция – засмолить открытую часть. Если дерево не смогло засмолить эту часть, туда проникают вирусы, споры грибов, вредители. Гибель дерева становится просто вопросом времени. Если дерево к тому же ослаблено, то процесс может значительно ускорится. Для насаждений в Академгородке механические повреждения очень характерны. Люди часто здесь гуляют, собираются на какие-то встречи, проводят тренировки и даже тренируются на деревьях. Иногда от незнания повреждают деревья. Как и у человека, у дерева есть «иммунитет». Чем он сильнее, тем дольше оно сможет противостоять различным воздействиям. Важно нам всем беречь деревья - не повреждать кору, корни и помнить, что в городе деревьям и так тяжело.
Поделиться: