Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Логин
Пароль
EN

Федеральный исследовательский центр 
«Красноярский научный центр
Сибирского отделения Российской академии наук»

 Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»

Федеральный исследовательский центр 
«Красноярский научный центр
Сибирского отделения Российской академии наук»

Ученые — школьникам: как прошел Лекторий РНФ в Красноярском научном центре

29 октября 2025 г. ФИЦ КНЦ CO РАН

Ученые — школьникам: как прошел Лекторий РНФ в Красноярском научном центре

С 20 по 24 октября Красноярск присоединился к масштабному Всероссийскому лекторию Российского научного фонда (РНФ). Ученые Красноярского научного центра СО РАН, получатели грантов РНФ, встретились со школьниками и рассказали о самых передовых исследованиях, которые меняют нашу жизнь.

Мероприятия лектория прошли в базовых школах РАН, а завершились экскурсией в институты Академгородка. Всего за четыре дня в лекториях приняли участие более 300 учащихся 7-9 классов из школы №10 имени академика Ю.А. Овчинникова, лицея №7, гимназии №13 «Академ», «Кванториума» и «Движения первых».


Коршунов Максим.JPGВ школе №10 Максим Коршунов, член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Института физики им. Л.В. Киренского СО РАН рассказал о необычной сверхпроводимости. Максим Михайлович погрузил аудиторию в загадочный мир квантовой физики. Школьники узнали, что сверхпроводимость — свойство материалов проводить электрический ток без потерь, и как это явление, открытое при температуре, близкой к абсолютному нулю, теперь стремятся получить при комнатной. Ученый рассказал о перспективах использования сверхпроводников: от сверхскоростных поездов на магнитной подушке до термоядерных реакторов, которые решат энергетические проблемы человечества, а также о перспективах тех, кто выберет науку будущей профессией. «Сопротивление — это потери энергии. А если сделать всё из сверхпроводников, то вся энергия будет передаваться точно куда надо. Всё, что греется при протекании тока — силовые кабели и провода — в идеальном мире сверхпроводимости не грелось бы вообще» поделился ученый.

Задереев Егор. 13 гимназия, вопрос из зала.JPGИз лекции Егора Задереева, кандидата биологических наук, ведущего научного сотрудника Института биофизики СО РАН учащиеся гимназии №13 «Академ узнали о каких экологических проблемах может рассказать планктон. В живой и интерактивной форме Егор Сергеевич объяснил, почему крошечные рачки дафнии — не «офисный планктон», а важнейший объект научных исследований. На их примере школьники узнали, как ученые изучают последствия загрязнения окружающей среды микропластиком и наноматериалами, а также исследуют глобальные проблемы, такие как закисление океана. «Планктон — это основа жизни в океане. Мы в нашей лаборатории тестируем, как разные соединения, тот же "Бионорд" или микропластик, влияют на рачков. Так мы проверяем, что опасно для природы, а что нет» — рассказал лектор.


Рогозин Денис.JPGТак же в №13 гимназии «Академ» лекцию «Озера как архивы климатических изменений» прочитал Денис Рогозин, доктор биологических наук, заместитель директора Института биофизики СО РАН. Денис Юрьевич рассказал, как обычные озера становятся машиной времени для климатологов. Донные отложения, которые накапливаются тысячелетиями, хранят в себе информацию о температуре, осадках и экологических катастрофах прошлого. Ученый показал, как по этим «годовым кольцам» Земли можно восстановить историю климата и предсказать его изменения в будущем, включая ледниковые периоды. «Выбирайте себе профессию, которая вам не только для денег, но и для души. Это очень важно, и тогда вы не будете напрягаться ни одного дня в жизни» — пожелал напоследок ученый.


Ольховский Игорь.jpgВ лицее №7 Игорь Ольховский, директор Красноярского филиала Национального медицинского исследовательского центра гематологии Минздрава России рассказал, как выявляют и лечат злокачественные болезни крови. Игорь Алексеевич на примере своей работы познакомил лицеистов с передовым краем современной медицины. Он просто и понятно рассказал о том, что такое лейкозы, как по анализу крови можно заподозрить болезнь и почему она возникает. Школьники узнали о сложнейших этапах диагностики, о том, как врачи подбирают химиотерапию, и о самом современном и эффективном методе лечения — трансплантации костного мозга, когда пациенту пересаживают здоровые кроветворные клетки, чтобы дать ему шанс на новую жизнь. «Сегодня онкогематология — это уже не приговор, а сложная, но решаемая задача. За каждым анализом и каждым протоколом лечения стоит человек, и наша цель — подарить ему будущее. Современные методы позволяют нам выигрывать битву с болезнью там, где еще несколько десятилетий назад мы были бессильны» подытожил Игорь Ольховский.

Погружение в науку: экскурсия в лаборатории

Экскурсия Институт физики(1).jpgОсобенным событием Лектория РНФ в Красноярске стала экскурсия для школьников в институты Академгородка. В лаборатории физики магнитных явлений заместитель директора Института физики им. Л.В. Киренского СО РАН кандидат физико-математических наук Алексей Соколов рассказал про методы получения и свойства различных наночастиц, о том, как наночастицы магнетита находят применение в современных методах лечения, а так же про наночастицы на основе серебра, которые могут применяться как суперсорбенты. Потом доктор физико-математических наук Денис Гохфельд продемонстрировал эффект сверхпроводимости при температуре жидкого азота и рассказал об этом явлении. Третьим пунктом экскурсии была лаборатория радиоспектроскопии и спиновой электроники. Здесь заведующий лабораторией кандидат физико-математических наук Антон Тарасов рассказал о процессах изучения электрических свойств новых материалов и о спинтронике. В качестве примера оборудования была продемонстрирована криогенная зондовая станция, на которой под руководством ученого, некоторые ребята попробовали поработать.

Экскурсия Институт биофизики.jpgВторой локацией экскурсии стал Институт биофизики СО РАН. Сергей Трифонов, кандидат биологических наук, заведующий лабораторией проблем создания круговоротных процессов искусственных экосистем вместе с аспирантами и магистрантами рассказал ребятам, как создают технологии для решения глобальных проблем на Земле и в космосе. Ученые показали, как органические отходы превращаются в плодородный почвоподобный субстрат. Эта технология поможет восстанавливать истощенные земли и создавать "зеленые оазисы" в Арктике, обеспечивая северян свежими овощами. Особое впечатление произвел процесс, где в переработке участвуют дождевые черви и тараканы, создающие ценный гумус.

В соседней лаборатории школьники увидели прототип системы для лунных баз и марсианских миссий. Здесь отходы жизнедеятельности всего за 3-4 часа превращаются в удобрение для растений. Система полностью замкнута: излишки солей идут на выращивание водорослей, которые кормят рачков, а тех едят рыбы. Эти технологии показали, как наука создает устойчивое будущее для жизни как на Земле, так и в космосе.

Лекторий РНФ в Красноярске стал ярким событием, которое стерло границы между академической наукой и школьными классами.




Поделиться:



Наверх