«Нам платят за любопытство»: красноярские ученые о работе, жизни дома и заработках
11 ноября 2019 г. ФИЦ КНЦ CO РАН
Олеся Кормилец (Махутова) — старший научный сотрудник лаборатории экспериментальной гидроэкологии Института биофизики СО РАН, доцент кафедры водных и наземных экосистем СФУ, кандидат биологических наук.
Я стала ученым, потому что… хотела заниматься биологией. В средней школе я не думала, что буду ученым, но очень хотела стать биологом. Когда я пришла в эту лабораторию, меня спросили: «Чем вы хотите заниматься?» Я ответила, что хочу изучать мозгоспецифические белки у животных, которые живут в прайдах, — львов, тигров. Эти белки отвечают за поведение, распределение ролей в прайдах. На что мне ответили: «У нас здесь нет львов и тигров, но раз тебе интересны животные, будешь заниматься зоопланктоном» — это такие маленькие животные, обитающие в водоёмах.
Я мечтаю… создать в Красноярске большую процветающую лабораторию международного уровня, чтобы к нам приезжали в том числе иностранные студенты обучаться и делать свои научные работы. Эта цель вполне достижима, поскольку мы всей лабораторией работаем в этом направлении.
Ученые в отличие от других людей… не верят на слово, а проверяют информацию и факты. Сейчас мне очень тяжело общаться с людьми из поколения наших мам и бабушек, когда они говорят про гороскопы, приметы или новости из области лженауки. Объяснять бесполезно, а слушать и соглашаться невозможно.
Денис Гохфельд — старший научный сотрудник лаборатории сильных магнитных полей Института физики им. Л.В. Киренского КНЦ СО РАН.
В науке я занимаюсь тем, что… исследую разные материалы, в основном сверхпроводники, работаю с моделями этих материалов на компьютере, рассчитываю их свойства. Сейчас вся электронная техника строится на полупроводниках. Все электрические приборы, телефоны, провода, греются и могут сгореть при перегреве. Со сверхпроводниками этого нет, по ним течет ток без сопротивления, и нагревания нет вообще. Сейчас сверхпроводящие материалы используют очень ограниченно, потому что они работают только при очень низких температурах. Жидкий гелий — 269 градусов Цельсия, жидкий азот — 196. Сверхпроводников, которые бы нормально работали при комнатной температуре, еще нет, но в последние годы мы все ближе и ближе подбираемся к этому пределу.
Я мечтаю… добиться выдающихся результатов, чтобы моим именем назвали какой-нибудь эффект или теорию.
Самый смешной случай на работе произошел, когда… я был молодым студентом и пришел в лабораторию. Одним из первых заданий, которое мне поручили, — прикрутить дверную ручку, студентов постоянно напрягают такими работами: вытащить тяжелые станки или прикрутить ручки. Взял, прикрутил, настолько крепко, что несколько лет оторвать не могли, и немного неудачно, что если неаккуратно схватить и закрыть, обдираются костяшки пальцев. После этого меня отправили на компьютеры.
Александр Кирдянов — старший научный сотрудник Института леса им. В.Н.Сукачева КНЦ СО РАН, старший научный сотрудник СФУ, Research Associate University of Cambridge (UK)
В науке я занимаюсь тем, что… изучаю реакцию радиального прироста деревьев на изменения внешней среды и климата. Звучит довольно скучно, но на деле является обширной областью знаний, требующей широкого кругозора, заинтересованности, возможности работать в «поле» и много чего другого. Кроме того, является направлением, которое позволяет заглянуть в прошлое и, возможно, найти пути для обеспечения комфортной среды обитания в будущем.
Если б не наука, я бы занимался… скорее всего, экономикой. Знакомые, занимающиеся бизнесом, говорят, что у меня есть к этому способности и из меня вышел бы неплохой финансист.
Главное научное открытие в истории человечества — это… В первую очередь в голову приходят научные открытия таких людей, как Ньютон, Максвелл, Бор, Эйнштейн, Ландау, Капица … Но через секунду вспоминаешь о других естественнонаучных направлениях и работах Дарвина, Менделеева, Вернадского, Павлова, Уотсона и Крика… Тут же приходят на ум фамилии из областей знаний более близких к тому, чем я занимаюсь, а именно, Гумбольдт, Сукачев. А ведь еще есть великие открытия древности и современности, включая области знаний, о которых я знаю лишь понаслышке, социология, психология, медицина. А открытия, за которые присуждаются Нобелевская премия и подобные ей награды! Меня, например, восхищает относительно недавний факт регистрации гравитационных волн. Другими словами, все открытия и «закрытия», включая маленькие и большие, являются главными, поскольку служат одной цели.
Полный текст материала: НГС.Новости
Поделиться: