Красноярский научный центр СО РАН представит масштабный арт-проект на юбилейной Красноярской музейной биеннале
28 апреля 2025 г. ФИЦ КНЦ CO РАН
25 сентября 2025 года в Красноярском музейном центре "Площадь Мира" откроется юбилейная Красноярская музейная биеннале "Принцип надежды". В этом значимом для российского арт-сообщества событии примет участие Красноярский научный центр СО РАН с масштабным междисциплинарным проектом, раскрывающим глубинные связи между наукой и современным искусством.
Участие научного учреждения в биеннале современного искусства — не случайность. Это закономерное продолжение уникальной традиции, уходящей корнями в историю Красноярского Академгородка. Можно выделить три значимых периода этого плодотворного взаимодействия.
1950-е: наука и авангард
Основатель красноярской академической науки Леонид Васильевич Киренский поддерживал тесные творческие связи с представителями советского художественного авангарда – скульпторами Николаем Силисом и Владимиром Лемпортом, впоследствии признанными классиками современного искусства.
По личной инициативе Киренского Николай Силис создал абстрактную скульптурную композицию, ставшую архитектурной доминантой и символом Академгородка. В условиях идеологического давления 1950-х годов работа вызвала резкую критику художественной комиссии, требовавшей "понятного идеологического содержания". Киренский нашел блестящее решение, заявив, что это "художественное воплощение магнитных линий в металле" — и скульптура была утверждена. Сегодня этот объект, известный как "Солиноид" или "Силисоид" (в честь автора), занимает почетное место на центральной поляне Академгородка.
Этот творческий союз оставил после себя еще два значимых произведения — монументальные горельефы, посвященные Сергею Королёву и Льву Ландау, которые и сегодня украшают фасад Института физики им. Л.В. Киренского. А после кончины Киренского Лемпорт и Силис создали его мемориальный комплекс — высеченный на гранитной глыбе, стилизованной под красноярские столбы, профиль ученого.
1980–1990-е: искусство в научных стенах
В этот период в Красноярском научном центре работал художник-оформителем Михаил Молибог, создававший крупноформатные панно и картины для интерьеров научного центра. По воспоминаниям академика РАН Василия Филипповича Шабанова, ему (Михаилу Молибогу) была предоставлена редкая для того времени творческая свобода.
Его работы — синтез абстракции, реализма и философской символики — до сих пор украшают стены научного центра и больницы Академгородка. Центральным экспонатом на биеннале станет его монументальный триптих, созданный в конце 80-ых годов для оформления главного фойе научного центра.
Это произведение содержит несколько смысловых пластов:
· аллегорическое изображение науки как "новой религии" технократической эпохи
· драматичную визуализацию взаимодействия технологического прогресса и природной среды
· элементы эзотерической символики, отражающие массовые представления о науке в позднесоветский период.
2020-е: новый диалог науки и искусства
В последние годы сотрудничество науки и искусства в Красноярском Академгородке вышло на принципиально новый уровень. Научным центром был реализован совместный проект научного фотографа Анастасии Тамаровской (сотрудницы КНЦ СО РАН) и художника Алексея Шидловского "Объекты и структуры". В экспозиции были представлены: художественная интерпретация в виде крупноформатных коллажей изображений, полученных с помощью сканирующего электронного микроскопа в Центре коллективного пользования, и серия минималистических фоторабот, представляющих направления исследований красноярских ученых. В 2022 году на территории Академгорода прошла арт-лаборатория PubLab «Все еще лес» по результатам которой были подготовлены и размещены на территории Академгородка инсталляции современных художников, проведена серия публичных дискуссий о роли науки в современной культуре, создана временная экспозиция, объединившая научные и художественные практики.
Участие в юбилейной Музейной биеннале — это логичное продолжение традиции. Это проект, для которого уже проведена подготовительная работа: триптих Михаила Молибога, который утратил свою оформительскую ценность, но не перестал нести заложенные в него художественные смыслы был перевезён в музейный центр, руководитель службы научных коммуникаций КНЦ СО РАН Егор Задереев принял участие в пятидневной лаборатории с участием художников в ходе которой шла разработка концепции новой инсталляции.
Для юбилейной биеннале будет подготовлен специальный проект с участием молодой красноярской художницы Анастасии Безвершук. В течение интенсивной пятидневной лаборатории она вместе с кураторами музея и представителями научного центра детально изучила триптих Молибога, познакомилась с архивными материалами и современными исследованиями красноярских ученых. Итогом этой работы станет новая мультимедийная инсталляция, в которой: триптих 1980-х будет представлен в новом концептуальном обрамлении, использованы современные технологии визуализации, создан диалог между историческими и актуальными научными образами.
"Этот проект - важная веха в нашей работе, - отмечает Егор Задереев, руководитель службы научных коммуникаций КНЦ СО РАН. - Мы убеждены, что искусство может стать мощным инструментом коммуникации между наукой и обществом. Оно способно переводить сложные научные концепции на язык образов, понятный самой широкой аудитории, и при этом сохранять глубину содержания".
Поделиться: