Красноярский научный центр СО РАН провел конференцию опорных школ РАН
23 апреля 2021 г. ФИЦ КНЦ CO РАН
В 2019 году в России стартовал новый проект — опорные школы Российской академии наук. В нем участвует более 100 школ по всей стране. В Красноярске, по результатам независимой экспертизы, были выбраны три: 10 школа, 7 лицей и 13 гимназия. Работу с ними курируют научные сотрудники Красноярского научного центра СО РАН. У проекта много целей, в том числе — дать возможность талантливым детям попасть в научный мир, расширить представление о науке, найти востребованное направление, вуз, построить карьеру. Основная цель – привлечение молодых кадров и специалистов в науку.
По итогам года ребята, обучающиеся в академических классах, представили свои научные проекты на XXIV Междисциплинарной конференции молодых ученых ФИЦ КНЦ СО РАН, секция «Опорные школы РАН. Она прошла 22 апреля в гимназии № 13 в Академгородке. Это уже вторая ежегодная конференция для учеников опорных школ. У каждого образовательного учреждения, входящего в проект, свое научное направление. В 13 гимназии это молекулярная биология и персонифицированная медицина. В 7 лицее — химико-биологические исследования, в первую очередь, комплексной переработки возобновляемого сырья. Средняя школа 10 — физико-математическое направление. Ученики восьмых и девятых классов представили 16 докладов. Над своими проектами ребята работали несколько месяцев. В работе им помогали кураторы – научные сотрудники, под руководством которых школьники изучали литературу по теме своего исследования, проводили эксперименты и обсуждали результаты.
«Начать работу было нелегко, у учеников восьмого класса еще нет достаточной теоретической подготовки, у них по программе только началась химия и биология, а нам для работы нужны знания об основах генетики и молекулярной биологии, – рассказывает Марина Смольникова, научный руководитель класса РАН в Гимназии №13, кандидат биологических наук, руководитель группы молекулярно-генетических исследований НИИ медицинских проблем Севера КНЦ СО РАН. – Ситуация осложнялась тем, что мы, ученые, раньше не участвовали в образовательном процессе детей. Учиться пришлось всем. Тем не менее, уже в конце первого года реализации проекта «опорные классы РАН» (2019-2020 гг.) ребята из 13 гимназии приняли участие в ежегодной конференции молодых ученых Красноярского научного центра вместе с аспирантами. Школьники представили четыре проекта, которые были посвящены изучению клеток человека, иммунологии, изучению структуры белков и нуклеиновых кислот. В прошлом году работа, посвященная изучению состава мясных изделий, заняла первое место на конференции».
На конференции 2021 года члены жюри – ученые ФИЦ КНЦ СО РАН, отметили хороший уровень работ и осознанность в выборе тем. Лучшим проектом была признана работа Анны Захарченко и Юлии Лисицыной учениц 7 лицея «Выделение пектина из коры дерева». Научный руководитель – Юрий Маляр, кандидат химических наук, старший научный сотрудник Института химии и химической технологии СО РАН, рассказал, что Анна и Юлия уже участвовали в конференции прошлого года, работают увлеченно и видят свое будущее в биохимии.
2 место заняли: Юдасин Лев (Школа 10) Куратор – младший научный сотрудник Института физики имени Л. В. Киренского СО РАН Роман Морячков. Тема его выступления «Компьютерная симуляция взаимодействия фотонов с атомами и их электронными оболочками».
3 место разделили две научные группы. В составе первой Поддубный Александр, Чистова Арина, Солтис Майя, Потапова Екатерина, Василько Влада, Шилкина Кристина (Гимназия 13). Куратор проекта – Елена Хилажева. Тема исследования «Исследование дифференцировки нейрональных стволовых и прогениторных клеток».
Состав второй группы: Дорошкевич Ирина, Ворошилов Лев, Алябьев Никита, Обедина Диана, Безрученко Юлиана (Гимназия 13) Куратор – кандидат биологических наук Василиса Красицкая. Тема работы «Изучение термостабильности целентеразин-зависимых люцифераз Renilla muellery, Metridia longa и NanoLuc»
Что дает ученикам участие в таких мероприятиях рассказал Алексей Кокорин декан факультета подготовки кадров ФИЦ КНЦ СО РАН, кандидат наук, ответственный исполнитель по проекту опорных школ РАН в Красноярске: «Все ребята получают дипломы для своего портфолио. Мы поднимали уже тему на уровне Академии наук, как стимулировать участников и, например, какие льготы при поступлении будет давать будущим абитуриентам участие в проекте и таких конференциях. Пока нет отработанной методики, потому что проекту только два года. Но до поступления этих ребят у нас еще есть время, и мы надеемся, что удастся решить этот вопрос, и ученики опорных школ РАН будут получать льготы или дополнительные баллы при поступлении в вузы. В любом случае, ребята получают опыт научной работы, навык участия в научных конференциях. А это подготовка работы, исследование, совместная работа с учеными РАН, выступление, ответы на вопросы, анализ своего результата, сравнение с другими. Появляется азарт, первые научные амбиции».
В 2020 году была утверждена концепция развития опорных школ РАН в Красноярском крае. Она включает в себя теоретический, практический, экскурсионный и исследовательский модуль. Ставятся задачи, в том числе на самостоятельное изучение, учеников консультируют, мы предоставляем наше оборудование для получения научных результатов. Проект поддерживает ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» и Министерство образования края».
Поделиться: