Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Логин
Пароль
EN

Федеральный исследовательский центр 
«Красноярский научный центр
Сибирского отделения Российской академии наук»

 Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»

Федеральный исследовательский центр 
«Красноярский научный центр
Сибирского отделения Российской академии наук»

Крупнейшая в мире популяция диких оленей может исчезнуть

2 февраля 2024 г. Научно-исследовательский институт сельского хозяйства и экологии Арктики

Крупнейшая в мире популяция диких оленей может исчезнуть

Журналист издания «Известия» Андрей Коршунов подготовил большой репортаж на основе исследования специалистов НИИ сельского хозяйства и экологи Арктики о критической численности таймырской популяции дикого северного оленя. Публикуем его в сокращенном виде.

Таймырская популяция дикого северного оленя может исчезнуть, предупреждают ученые. Если не принять меры, то в ближайшие годы она достигнет критической численности, при которой с высокой долей вероятности не сможет самостоятельно восстановиться. Свои выводы специалисты сделали на основе математических расчетов. Однако и фактические данные говорят о неблагополучии популяции. Эксперты предложили меры по исправлению ситуации. Наиболее действенная — запрет добычи дикого северного оленя сроком на три года.

Диких оленей всё меньше

Специалисты НИИ сельского хозяйства и экологи Арктики — филиала Красноярского научного центра СО РАН опубликовали исследование, которое показывает, что популяция достигнет критического уровня в ближайшие один-два года, если не принимать меры.

«Дикарь» — это важный компонент экосистемы тундры и таежных лесов севера Центральной Сибири, отметили ученые. В лучшие времена поголовье этих животных на Таймыре составляло до 1 млн особей — это была крупнейшая в мире популяция. А ареал обитания охватывал территорию в 1,5 млн кв. км — от побережья Северного-Ледовитого океана до отрогов плато Путорана.

На протяжении веков дикие олени были важным элементом системы традиционного природопользования населения Таймыра. Однако за последние 20 лет их численность сократилась в четыре раза. Согласно результатам последнего авиаучета, проведенного в 2021 году, количество этих животных составляло порядка 240 тыс. особей. Однако с тех пор, как показывает исследование, этот показатель еще раз кратно уменьшился.

«Выполненные нами расчеты дали критическую численность для таймырской популяции в 88,77 тыс. В соответствии с анализом исторических данных, спроецированных на ближайшую перспективу, в этом году количество этих животных составит 107,07 тыс., а в 2025-м — всего 70,11 тыс. Даже если популяция полностью не исчезнет, она потеряет свой промысловый статус, так как будет не в состоянии восполнять потери», — рассказал один из соавторов исследования, заведующий группы экологии и оленеводства НИИСХ и ЭА Анатолий Шапкин.

Ученый пояснил, что в настоящий момент ежегодная квота на добычу диких оленей на Таймыре составляет около 40 тыс. особей. Она распределяется между охотничьими хозяйствами Таймыра и Эвенкии и охотниками-любителями. Однако эти нормы вводились в начале века, когда численность популяции и ее способность к восстановлению были в разы больше. Сейчас ситуация иная, и нормы необходимо пересматривать.

Кроме того, зачастую охотники добывают оленей сверх лимита, отметил специалист. По его прикидкам, в совокупности уровень нелегальной добычи может превышать официально разрешенный в два раза.

«Для любой природной популяции губительна в первую очередь добыча сверх установленных норм. Неумеренный промысел снижает поголовье половозрелых самок. Соответственно, популяция не в состоянии компенсировать все годовые потери и восстановить исходную оптимальную численность», — объяснил Анатолий Шапкин.

Он добавил, что до недавнего времени большой урон также наносило срезание пантов — молодых неокостеневших рогов оленей. Эту операцию браконьеры производят, когда животные переплывают реку и находятся в беззащитном состоянии. В результате многие погибают — или сразу, или позже — из-за инфекций, попавших в рану на месте среза.

Даже выжив, самцы не участвуют в гоне, поскольку рога — это важный элемент в противоборстве с конкурентами и ухаживании за самкой. Сейчас, по словам Анатолия Шапкина, действует запрет на такой вид промысла, но совсем он не исчез.

Как спасти популяцию

Вместе с тем специалисты отмечают, что сокращение числа северных оленей связано не только с деятельностью человека. Как рассказал начальник научного отдела Объединенной дирекции заповедников Таймыра, д. б. н. и заслуженный эколог РФ Леонид Колпащиков, убыль происходит и по причине болезней, воздействия кровососущих насекомых, нападения хищников.

По некоторым оценкам, только волки, численность которых на Таймыре доходит до 5 тыс., ежегодно могут уничтожать до 50 тыс. диких оленей, отметил эксперт. Кроме того, уменьшение поголовья связано и с глобальными процессами, например, с потеплением климата.

По мнению Леонида Колпащикова, проблема с поголовьем «дикаря» — крайне серьезная. И наиболее действенная мера — это срочный запрет охоты на этих животных сроком на три года. При текущей численности животных такая мера поможет им самостоятельно восстановить популяцию.

Эксперт отметил, что для местных жителей — представителей малых коренных народностей — можно сделать исключение. Сейчас им разрешено добывать не более восьми оленей в год, а количество таких охотников на Таймыре — около 1 тыс. человек. То есть совокупно они смогут добывать порядка 8 тыс. оленей.

При этом важно, чтобы они не превышали квоту. Для этого нужно законодательно запретить свободную реализацию мяса и других продуктов оленьего промысла, добавил эксперт. Альтернативным решением, по мнению специалиста, для местного населения может стать практика разведения одомашненных оленей, которая распространена на соседнем Ямале.

«Дикие олени — это титульный вид Таймыра и природное достояние всей России. Их исчезновение, несомненно, скажется и на экономике, и на культуре региона. Также это может привести к деградации экосистем. Например, придут в упадок пастбища, которые олени удобряли и своевременно подстригали», — прокомментировал «Известиям» директор Центральносибирского заповедника Павел Кочкарев.

При этом он отметил, что одомашненный олень вряд ли полноценно заменит дикого, поскольку последний выбирает пути миграции и места выпаса в соответствии со своим природным чутьем и генетической памятью, что с точки зрения природы гораздо выгоднее и целесообразнее.

Оптимальное поголовье этих животных на Таймыре — порядка 700–800 тыс. особей, считает эксперт. Такое количество позволит популяции самостоятельно воспроизводиться и даст возможность вести эффективный организованный промысел оленя.

 

Источник: Известия




Поделиться:



Наверх