Красноярские ученые разработали метод оценки эмиссий углерода от лесных пожаров в Сибири и Арктике
26 июля 2021 г. Институт леса им. В.Н. Сукачева СО РАН
Сотрудники Института леса им. В. Н. Сукачева Красноярского научного центра СО РАН разработали новую методику оценки эмиссии углерода и парниковых газов при лесных пожарах в Сибири, включая зону Арктики. Об этом ТАСС сообщил старший научный сотрудник лаборатории мониторинга леса института, кандидат технических наук Евгений Пономарев.
Оценка ежегодных прямых выбросов углекислого и других парниковых газов в атмосферу из-за лесных пожаров нужна для расчета баланса углерода в лесах.
"Мы разработали новый подход оценки эмиссии углеродосодержащих газов в результате лесных пожаров в Сибири, включая зону Арктики, в пересчете на чистый углерод. Это уточненная методика, которая рассматривает эмиссию газов не только исходя из площади пожаров, но и учитывает интенсивность горения каждого зафиксированного спутниковыми средствами полигона пожара. В результате мы получили более достоверную оценку ежегодных прямых пожарных эмиссий", - сказал Пономарев.
Ученый отметил, что новая методика примерно на 15-20% снимает уровень неопределенности, которая ранее существовала при оценке эмиссий от пожаров.
"По нашим оценкам, в Сибири ежегодно в результате пожаров в атмосферу выделяется около 100 тераграмм в год (100 млн тонн). В то же время наши зарубежные коллеги, оценивая эмиссии пожаров в Сибири, приводят, как правило, завышенные оценки от 300 до 500 тераграмм. Оказалось, что недостаточно знать только общую площадь пожаров, необходимо использовать дифференциальный подход учета интенсивности горения разных участков", - рассказал ученый.
Он отметил, что полученная оценка - это средняя величина, характерная для "умеренных" пожароопасных сезонов. "Но в случае экстремальной горимости, как, например, в 2020 году, этот показатель может достигать 250 тераграмм и более. Именно столько было эмитировано в атмосферу из-за пожаров в лесах за сезон 2020 года. В сезоны низкой горимости пожарные эмиссии составляют 20-40 млн тонн", - сказал Пономарев. Статью красноярских ученых совместно с коллегами из Сибирского федерального университета и Университета Джорджа Мэйсона (США), содержащую эти оценки и тренды пожарных эмиссий, недавно опубликовал журнал Atmosphere.
Ученый считает, что в ближайшие годы нужно готовиться к увеличению масштабов лесных пожаров в отдаленных местностях, где сложно или нет возможности контролировать и тушить возгорания на ранних стадиях.
"Мы констатируем, что существуют климатические изменения: повышение летних температур, длительные засушливые периоды, перераспределение осадков. И все это может вести к изменению пожарных режимов, горимости лесов. В силу того, что мы знаем о пожарах за прошедшие 25 лет спутникового мониторинга, и понимая климатические изменения, прогноз такой: нам нужно быть готовыми к тому, что пожаров будет становиться больше", - считает Пономарев.
Все больше пожаров возникают там, где нет населения, дорог, взлетно-посадочных полос, спецподразделений лесоохраны. "К сожалению, таких территорий много. Из этого можно сделать прогноз, что пожары будут распространяться на большие площади. Долговременный анализ показывает, что от 75 до 90 и выше процентов всех территорий, пройденных огнем, относится к той зоне, где нет возможности контролировать пожары. Эти территории относятся к зонам спутникового мониторинга. И здесь отдельные пожары могут длиться достаточно долго, а их прекращение очень часто определяется только сменой метеоусловий, выпадением осадков", - пояснил собеседник агентства.
"На территории Сибири и Дальнего Востока, в особенности на северных территориях, по всей вероятности, лес будет гореть чаще и больше. Речь, в частности, идет об Эвенкии, северных районах Якутии, Чукотке, севере Камчатки. Не следует также забывать о таких регионах, как Приангарье, Прибайкалье, где ситуация с пожарами также нередко бывает очень напряженной", - прогнозирует эксперт.
Ученый отметил, что существуют прогнозные сценарии уровня горимости от низкой до экстремальной. Вероятности их реализации и период повторения вычисляются в результате долговременных рядов наблюдений за пожарами. При этом, согласно современным исследованиям, в режиме потепления климата будет возрастать доля пожаров от гроз. В такой пропорции, что потепление на 1 градус повлечет увеличение на 10-15% количество молниевых разрядов - потенциальных источников возгораний в лесах, отметил эксперт.
"В тех территориях, где низкая плотность населения, дорог мало, нужно помнить, что существует природный фактор возникновения пожаров - молнии, сухие грозы, разряды без дождя. Вслепую говорить, кто автор этих пожаров - человек или природа - невозможно. Нередко при наблюдении по спутниковым снимкам распределения пожаров по территории становится очевидным, что человек не может быть причастен ко всем возгораниям. По оценкам специалистов, до 70% пожаров, особенно в северных регионах Сибири, могут происходить от молний", - отметил он.
Лесные пожары в Сибири имеют и положительную сторону: они могут способствовать возобновлению хвойных древостоев, хотя чаще через смену пород, и обновление ягодных растений и травяного покрова, отмечает ученый. "Пожар - это обычный для природы фактор, который существовал всегда. Природа таким образом сама себя умеет регулировать, восстанавливаться после таких явлений. Положительная функция пожаров - пожар снижает уровень природной пожарной опасности. В лесу накапливается большой слой подстилки, хвои, упавших деревьев. Если долго накапливать его, будет высока вероятность экстремального пожара", - рассказал Пономарев.
Кроме того, пожары помогают регулировать возрастной состав древостоев. После пожара, при успешном восстановлении, формируются разновозрастные древостои, что хорошо для экосистемы. Когда древостой разновозрастный, это создает задел на ее долгое функционирование.
Он добавил, что в США и Канаде, регионах Сибири проводились эксперименты по контролируемым выжиганиям с целью снизить природную пожарную опасность. "Этот метод в России не прижился, поскольку нормативная и правовая база не позволяет внедрять в практику такого рода формы хозяйствования в лесах. Как эксперимент этот опыт был достаточно удачным", - считает эксперт.
В качестве примера ученый привел пожар на территории заповедника "Йеллоустон" на севере США в 1988 году: "Территория прекрасно охранялась, практически 100 лет там не было пожаров, и в один момент весь накопленный в лесах горючий материал загорелся, и парк выгорел дотла", - отметил он.
По мнению эксперта, кроме увеличения финансирования лесоохраны, модернизации системы обнаружения и тушения возгораний в лесах, необходимо повышать уровень экологической культуры населения, ответственного отношения к природе.
Поделиться: