Начался учебный год в красноярских базовых школах РАН
23 сентября 2022 г. ФИЦ КНЦ CO РАН
На общем собрании членов РАН, которое проходит в эти дни в Москве, создание базовых школ РАН признано одним из успешных проектов, нацеленных на повышение престижа науки и привлечение молодых кадров в сферу исследований и разработок. Этот проект успешно реализуется уже четвертый год. Он объединил более ста лучших региональных школ из 32 регионов России. ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» принимает активное участие в проекте. Ученые центра курируют школы, ставшие базовыми в Красноярске. Ведущие ученые читают в них лекции и ведут практические уроки, занимаются со школьниками научно-исследовательской работой, организуют конференции, проводят занятия с учителями, издаются материалы по реализации учебных и практических программ. Текущий учебный год особенный для проекта — весной из классов базовых школ РАН выйдут первые выпускники. Одни кураторы проекта делают упор на командную работу, другие — на индивидуальную. Но все рассчитывают, что среди учеников классов базовых школ РАН процент поступивших в университеты будет выше, чем в обычных. О том, что ждет классы базовых школ РАН в этом году мы поговорили с кураторами проекта, работающими в ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН».
Рассказывает научный руководитель классов РАН в гимназии №13 «Академ» кандидат биологических наук руководитель группы молекулярно-генетических исследований НИИ медицинских проблем Севера Марина Смольникова:
«В этом году школьников классов РАН ожидает насыщенная учебная часть. Их ждут интересные рассказы от ученых — людей, которые делают науку в Красноярске. Эта идея у меня возникла уже давно, но мы ее оставили на 11 класс, когда у учеников складывается видение их ближайшего будущего, хотя бы на ближайшие пять лет. Так как цель проекта базовых школ РАН — привлечение молодых научных кадров, то мы бы хотели, чтобы школьники напрямую от ученых услышали, какие открытия они сделали. У нас в Красноярске очень сильная научная база, и нам есть что показать и рассказать по разным направлениям. Мы сформировали список лекторов из пожеланий школьников. Многие из них хотели бы поступить в медицинский институт. Хотя сегодня любое направление становится междисциплинарным, и важно, чтобы ребята увидели, что ученые все чаще работают на стыке наук. Я всегда говорю нашим ученикам, что один ученый может, конечно, сделать какое-то прорывное открытие. Но в биологической, медицинской среде больший успех достигается в команде. И мы с самого начала, когда начинали с восьмым классом работать, создавали командные научные работы, с результатами которых ребята выходят на конференцию молодых ученых ФИЦ КНЦ СО РАН, где нами создана специальная секция.
Проект базовых школ РАН в Красноярске уже имеет серьезные промежуточные итоги. В том числе это создание школьной лаборатории в гимназии №13 «Академ». Стоит отметить, что в работе нам очень помогает директор гимназии Людмила Петровна Юдина. В лаборатории школьники занимаются молекулярной биологией и генетикой. Они уже с 8 класса понимают, что такое работа с нуклеиновыми кислотами и как правильно работать с биологическим материалом. К 9 классу они уже умеют работать в стерильных боксах, выделять ДНК, а в 10 классе - генотипировать на современном оборудовании. Я считаю, что это очень хороший опыт и задел для молодых ученых.
В этом году у нас будет первый выпускной класс в рамках проекта базовых школ РАН, что очень волнительно. Мы надеемся, что процент поступления в ведущие вузы края и России в этих классах будет очень высоким. Это будет показателем работы, в том числе, наших ученых с ребятами. Будем болеть за наших, не побоюсь этого слова, коллег – так мы называем наших учеников после посвящения их в класс РАН с вручением специальных галстуков, на которых изображена эмблема КНЦ СО РАН».
В начале сентября ученики классов РАН лицея №7 посетили с экскурсией Институт химии и химической технологии СО РАН. Они познакомились с будущими преподавателями, направлениями их научной работы, посмотрели на современные приборы. Дальше ребята выберут те, которые им больше понравятся и приступят к погружению в химию. О том, что ждет юных исследователей, рассказал научный руководитель классов РАН в лицее №7 кандидат химических наук старший научный сотрудник ИХХТ СО РАН Юрий Маляр:
«Мы видим, что с каждым годом в наши классы школьники приходят всё более сознательно. Они смотрят на опыт старшеклассников и понимают интересно им это или нет. У 8-9 класса будет полное погружение по субботам: лекции плюс лабораторные и исследовательские работы. 8 класс, конечно, не будем сразу бросать в «дебри» науки. Постараемся для них сначала вести занятия в игровой форме, приобщить к химии. Такой опыт был в прошлые годы.
На первом этапе необходимо дать ребятам базовые знания, познакомить с химическими лабораториями, оборудованием, научить технике выполнения экспериментов, которых нет в базовом школьном образовании. Параллельно ребята учатся самостоятельно искать информацию по тематике исследований, анализировать её и презентовать результаты своей работы. Мы учим их самостоятельной работе, и это приносит свои плоды. Школьники получают опыт выступлений и научной работы, что пригодится в любой сфере, потому что они учатся работать с информацией, анализировать её, структурировать и презентовать результаты своей работы. Предыдущие два года ученица именно нашего направления занимала первое место на Школьной конференции молодых исследователей из классов базовых школ РАН, которая проходит в Красноярске. Работы по направлению «Химия» также были отмечены на студенческой конференции, проводимой в СФУ.
Победители ежегодной школьной конференции представляют свои доклады на конференции ФИЦ КНЦ СО РАН, наравне с аспирантами. В этом году постараемся, чтобы дети приняли участие и на каких-то других площадках: городских, региональных, федеральных – как это изначально планировалось в проекте Базовых школ РАН. Мы поняли за эти годы, что максимальный охват школьников не продуктивен. Прошлогодние результаты конференций показывают, что индивидуальные работы выглядят гораздо сильнее. Поэтому в 10-11 классе наиболее заинтересованные ребята выполняют собственные проекты под руководством наших преподавателей – ученых».
Планами на год поделился и научный руководитель классов РАН в школе №10 с физико-математическим уклоном кандидат физико-математических наук заместитель директора по научной работе Института физики им. Л.В. Киренского СО РАН Алексей Соколов:
«Я всегда говорю, что наукой нельзя заниматься, ей нужно жить, а это возможно только тогда, когда испытываешь живой интерес к предмету исследований. Отрадно видеть, что с каждым годом количество учеников в классах базовых школ РАН растет и с каждым годом они все более мотивированные и целеустремленные. Наша задача разбудить в учениках жажду познания, пробудить в них ту искру, которая делает из человека – ученого.
В новом учебном году классы РАН в нашей школе ждет новый переработанный курс занятий, с выполнением лабораторных работ на атомно-силовом микроскопе и другом научном оборудовании в лабораториях института. Встреча с молодыми, успешными, инициативными учеными. Новые научно-популярные лекции о последних достижениях науки и техники. Расширена тематика научных исследований, в которых смогут принять участие школьники классов РАН, запланированы новые эксперименты, мы ждем новые результаты и планируем участие в новых научно-практических конференциях разного уровня».
Поделиться: