Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Логин
Пароль
EN

Федеральный исследовательский центр 
«Красноярский научный центр
Сибирского отделения Российской академии наук»

 Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»

Федеральный исследовательский центр 
«Красноярский научный центр
Сибирского отделения Российской академии наук»

Начался учебный год в красноярских базовых школах РАН

23 сентября 2022 г. ФИЦ КНЦ CO РАН

Начался учебный год в красноярских базовых школах РАН

На общем собрании членов РАН, которое проходит в эти дни в Москве, создание базовых школ РАН признано одним из успешных проектов, нацеленных на повышение престижа науки и привлечение молодых кадров в сферу исследований и разработок. Этот проект успешно реализуется уже четвертый год. Он объединил более ста лучших региональных школ из 32 регионов России. ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» принимает активное участие в проекте. Ученые центра курируют школы, ставшие базовыми в Красноярске. Ведущие ученые читают в них лекции и ведут практические уроки, занимаются со школьниками научно-исследовательской работой, организуют конференции, проводят занятия с учителями, издаются материалы по реализации учебных и практических программ. Текущий учебный год особенный для проекта — весной из классов базовых школ РАН выйдут первые выпускники. Одни кураторы проекта делают упор на командную работу, другие — на индивидуальную. Но все рассчитывают, что среди учеников классов базовых школ РАН процент поступивших в университеты будет выше, чем в обычных. О том, что ждет классы базовых школ РАН в этом году мы поговорили с кураторами проекта, работающими в ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН».

Рассказывает научный руководитель классов РАН в гимназии №13 «Академ» кандидат биологических наук руководитель группы молекулярно-генетических исследований НИИ медицинских проблем Севера Марина Смольникова:

«В этом году школьников классов РАН ожидает насыщенная учебная часть. Их ждут интересные рассказы от ученых — людей, которые делают науку в Красноярске. Эта идея у меня возникла уже давно, но мы ее оставили на 11 класс, когда у учеников складывается видение их ближайшего будущего, хотя бы на ближайшие пять лет. Так как цель проекта базовых школ РАН — привлечение молодых научных кадров, то мы бы хотели, чтобы школьники напрямую от ученых услышали, какие открытия они сделали. У нас в Красноярске очень сильная научная база, и нам есть что показать и рассказать по разным направлениям. Мы сформировали список лекторов из пожеланий школьников. Многие из них хотели бы поступить в медицинский институт. Хотя сегодня любое направление становится междисциплинарным, и важно, чтобы ребята увидели, что ученые все чаще работают на стыке наук. Я всегда говорю нашим ученикам, что один ученый может, конечно, сделать какое-то прорывное открытие. Но в биологической, медицинской среде больший успех достигается в команде. И мы с самого начала, когда начинали с восьмым классом работать, создавали командные научные работы, с результатами которых ребята выходят на конференцию молодых ученых ФИЦ КНЦ СО РАН, где нами создана специальная секция.

Школьная конференция молодых исследователей из классов базовых школ РАН_Красноярск_2021.jpg

Проект базовых школ РАН в Красноярске уже имеет серьезные промежуточные итоги. В том числе это создание школьной лаборатории в гимназии №13 «Академ». Стоит отметить, что в работе нам очень помогает директор гимназии Людмила Петровна Юдина. В лаборатории школьники занимаются молекулярной биологией и генетикой. Они уже с 8 класса понимают, что такое работа с нуклеиновыми кислотами и как правильно работать с биологическим материалом. К 9 классу они уже умеют работать в стерильных боксах, выделять ДНК, а в 10 классе - генотипировать на современном оборудовании. Я считаю, что это очень хороший опыт и задел для молодых ученых.

В этом году у нас будет первый выпускной класс в рамках проекта базовых школ РАН, что очень волнительно. Мы надеемся, что процент поступления в ведущие вузы края и России в этих классах будет очень высоким. Это будет показателем работы, в том числе, наших ученых с ребятами. Будем болеть за наших, не побоюсь этого слова, коллег – так мы называем наших учеников после посвящения их в класс РАН с вручением специальных галстуков, на которых изображена эмблема КНЦ СО РАН».

В начале сентября ученики классов РАН лицея №7 посетили с экскурсией Институт химии и химической технологии СО РАН. Они познакомились с будущими преподавателями, направлениями их научной работы, посмотрели на современные приборы. Дальше ребята выберут те, которые им больше понравятся и приступят к погружению в химию. О том, что ждет юных исследователей, рассказал научный руководитель классов РАН в лицее №7 кандидат химических наук старший научный сотрудник ИХХТ СО РАН Юрий Маляр:

«Мы видим, что с каждым годом в наши классы школьники приходят всё более сознательно. Они смотрят на опыт старшеклассников и понимают интересно им это или нет. У 8-9 класса будет полное погружение по субботам: лекции плюс лабораторные и исследовательские работы. 8 класс, конечно, не будем сразу бросать в «дебри» науки. Постараемся для них сначала вести занятия в игровой форме, приобщить к химии. Такой опыт был в прошлые годы.

научный руководитель классов РАН в лицее №7 кандидат химических наук старший научный сотрудник ИХХТ СО РАН Юрий Маляр.jpg

На первом этапе необходимо дать ребятам базовые знания, познакомить с химическими лабораториями, оборудованием, научить технике выполнения экспериментов, которых нет в базовом школьном образовании. Параллельно ребята учатся самостоятельно искать информацию по тематике исследований, анализировать её и презентовать результаты своей работы. Мы учим их самостоятельной работе, и это приносит свои плоды. Школьники получают опыт выступлений и научной работы, что пригодится в любой сфере, потому что они учатся работать с информацией, анализировать её, структурировать и презентовать результаты своей работы. Предыдущие два года ученица именно нашего направления занимала первое место на Школьной конференции молодых исследователей из классов базовых школ РАН, которая проходит в Красноярске. Работы по направлению «Химия» также были отмечены на студенческой конференции, проводимой в СФУ.

Победители ежегодной школьной конференции представляют свои доклады на конференции ФИЦ КНЦ СО РАН, наравне с аспирантами. В этом году постараемся, чтобы дети приняли участие и на каких-то других площадках: городских, региональных, федеральных – как это изначально планировалось в проекте Базовых школ РАН. Мы поняли за эти годы, что максимальный охват школьников не продуктивен. Прошлогодние результаты конференций показывают, что индивидуальные работы выглядят гораздо сильнее. Поэтому в 10-11 классе наиболее заинтересованные ребята выполняют собственные проекты под руководством наших преподавателей – ученых».

Ученики класса опорной школы РАН на экскурсии в ИХХТ СО РАН.jpg

Планами на год поделился и научный руководитель классов РАН в школе №10 с физико-математическим уклоном кандидат физико-математических наук заместитель директора по научной работе Института физики им. Л.В. Киренского СО РАН Алексей Соколов:

«Я всегда говорю, что наукой нельзя заниматься, ей нужно жить, а это возможно только тогда, когда испытываешь живой интерес к предмету исследований. Отрадно видеть, что с каждым годом количество учеников в классах базовых школ РАН растет и с каждым годом они все более мотивированные и целеустремленные. Наша задача разбудить в учениках жажду познания, пробудить в них ту искру, которая делает из человека – ученого.

В новом учебном году классы РАН в нашей школе ждет новый переработанный курс занятий, с выполнением лабораторных работ на атомно-силовом микроскопе и другом научном оборудовании в лабораториях института. Встреча с молодыми, успешными, инициативными учеными. Новые научно-популярные лекции о последних достижениях науки и техники. Расширена тематика научных исследований, в которых смогут принять участие школьники классов РАН, запланированы новые эксперименты, мы ждем новые результаты и планируем участие в новых научно-практических конференциях разного уровня».




Поделиться:



Наверх