Общественному совету при Министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края нужны активные ученые
5 марта 2021 г. ФИЦ КНЦ CO РАН
Как давно вы в совете?
Я в совете три года. О возможности и даже необходимости поработать в совете я услышала от своей хорошей знакомой. Ее мотивация – необходимость влиять на решения органов управления и доносить до них мнение граждан – для меня показалась очень убедительной. Сейчас мы так же пытаемся донести эту позицию до своих коллег и приглашаем их стать членами совета. Скоро будет сформирован новый состав совета, и хотелось бы, чтобы в него пришло как можно больше молодых, активных и неравнодушных людей.
Я, честно говоря, долго не интересовалась общественными организациями и не представляла, что есть такая форма взаимодействия гражданского общества с властью. Это характерно для подавляющего большинство наших людей и, к сожалению, свидетельствует о недостаточной развитости гражданского общества. В России федеральные законы, связанные с общественным контролем, очень правильные, и ими нужно пользоваться. Но мы видим, что своими законными правами люди не пользуются и постоянно транслируют мысль, что от нас ничего не зависит. На самом деле – очень зависит. Да, решение общественных советов носит рекомендательный характер, но, все равно, в министерствах смотрят на мнение общества. Если члены совета высказываются против какого-то действия правительства, то это повод для беспокойства нашим управленцам — почему народ против?
Кто может стать членом Общественного совета?
Люди приходят из разных сфер. Очень хорошо, когда в совете есть представители разных профессий – экономисты, юристы, экологи и другие. Особенно важно привлекать в такие советы ученых, так как именно ученые способны оценивать экологические вопросы глобально. Ученые общаются с коллегами из разных стран и имеют представление об этих проблемах в контексте мировой повестки. Я, например, еще являюсь членом Общества экологической токсикологии и химии окружающей среды (SETAC) и президентом его русскоязычного отделения. Это всемирная некоммерческая организация экологов-профессионалов. С 1979 года SETAC обеспечивает организацию форумов, где ученые и специалисты из разных сфер обмениваются информацией и идеями по изучению, анализу и решению экологических проблем. Раз в месяц я участвую в заседаниях Европейского отделения SETAC, сейчас онлайн. Это очень полезно для меня как участника нашего регионально общественного совета, так как есть возможность сравнить нормы, подходы и отношение к экологическим проблемам на мировом уровне и уровне края.
Ну, и конечно, нашему совету очень нужна активная молодежь, которая хочет влиять на экологическую ситуацию в городе и крае. Я вижу, что молодежь стала активнее, и это здорово.
Как много сил требует эта деятельность?
Здесь нет никаких жестких обязательств, так как это общественная работа, и люди занимаются ею добровольно. Вместе с тем, довольно часто у наших коллег возникает «эмоциональное выгорание»: человек отдает много сил, бьется, устает… и уходит. Я слышала такой термин «политический темперамент», мне он понравился. Я думаю, можно говорить и об «экологическом темпераменте». Мне кажется, что это дается человеку изначально, но может проявляться только с возрастом. Вообще, есть ощущение, что такой гражданский активизм очень полезен для здоровья. Особенно в определенном возрасте становится жизненно необходимо делать то, в чем есть внутренняя потребность. Если ты не делаешь то, что очень хочешь, это превращается в мощный пресс, который давит все сильнее.
Общественный темперамент описал в своей теории пассионарности и этногенеза Лев Гумилёв. Степень пассионарности у каждого своя. Пассионарность – это потребность преобразовывать мир вокруг себя. От французского passionner — «увлекать, возбуждать, разжигать страсть» — избыток некой «биохимической энергии» живого вещества, порождающий жертвенность, часто ради высоких целей. Люди с такой мощной энергией очень нужны в совете.
Что входит в обязанности члена совета?
Член совета должен посещать заседания, которые проходят примерно раз в месяц или реже. Последний год они проходят онлайн. На заседаниях мы рассматриваем вопросы, которые предлагает министерство, свои инициативы мы тоже предлагаем. Работа ведется по направлениям (секциям). Самая большая секция — воздух, вода, радиоактивность — это 90% всех проблем. Наша главная задача — общественный контроль деятельности министерства; мы должны доводить мнение граждан до чиновников, а о деятельности чиновников сообщать гражданам.
Что, кроме внутреннего удовлетворения, дает участие в совете?
Статус члена Общественного совета — это определенный уровень. Одно дело писать обращения в различные органы (Президенту, в правительство, Госдуму, органы местной власти и т.д.) от себя лично, а другое дело — как член совета. Во время работы мы больше узнаем о законах и реальных рычагах воздействия. Чем сидеть у телевизора, жаловаться, что у нас все плохо и «все равно ничего не сделаешь» лучше занять активную позицию и попытаться что-то изменить. Мне кажется, что в последнее время настроения граждан начинают меняться в сторону большей активности. Нам нужно постоянно говорить о наших экологических проблемах, освещать их в прессе и на различных форумах. И при этом есть вероятность внести вклад в улучшение нашей окружающей среды.
Вы знаете, что Красноярск был первым городом в России, который ввел термин «режим черного неба»? Исходно это американский термин, в штатах он появился в прошлом веке. Почему бы тогда вслед за термином нам не перенять американские экологические стандарты? Еще можно было бы перенять их открытость и уважение к избирателям, да и гражданскую активность избирателей тоже. Власти штатов компенсируют деньгами риски граждан, проживающих на неблагоприятных территориях. У нас же многие острые проблемы, связанные с размещением вредных или опасных производств и их воздействием на окружающую среду и здоровье человека, практически под запретом даже обсуждения.
Экология — тема достаточно острая. Бывают конфликты? Как вы с ними справляетесь?
Бывает, что мы горячимся на заседаниях совета, и это нормально, что люди спорят и ведут себя эмоционально в залах парламента. Считается, что это лучше, чем выходить на улицу и «выпускать пар» там. Гораздо полезнее обсуждать проблемы в формате совета, чем загонять «болезнь» вовнутрь. Последнее приводит к тому, что проблемы «перезревают», и реакция населения принимает экстремистские формы. Да, процесс взаимодействия сложный, долгий, но мы видим, что власти нас слышат.
Деятельность Общественных советов регулируется федеральным законом №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 года.
Мы ждем всех желающих повлиять на экологическую политику в крае. Информация размещена на сайте Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края.
Срок подачи заявки в совет нового состава – до 22 марта.
Поделиться: