Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Логин
Пароль
EN

Федеральный исследовательский центр 
«Красноярский научный центр
Сибирского отделения Российской академии наук»

 Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»

Федеральный исследовательский центр 
«Красноярский научный центр
Сибирского отделения Российской академии наук»

Таяние вечной мерзлоты назвали умеренно опасным для климата

6 июня 2018 г. Институт леса им. В.Н. Сукачева СО РАН

Красноярские ученые Института леса им. В.Н. Сукачева ФИЦ КНЦ СО РАН совместно с зарубежными коллегами изучили факторы, влияющие на разложение органики в тающей вечной мерзлоте. Оказалось, что углерод из нее не обязательно высвобождается бактериями и грибами в виде СО2. Если в мерзлоте содержится достаточно минеральных компонентов, углерод остается связанным. Это означает, что идущее таяние вечной мерзлоты может и не привести к резкому росту содержания главного парникового газа в атмосфере.

Вечная мерзлота, вопреки своему названию, далеко не вечна — это насыщенная водой (впоследствии замерзшей) древняя почва. Как любая почва, она содержит органические соединения. По мере таяния углерод из нее возвращается в нормальные трофические цепочки — доступ к нему получают бактериальные сообщества и грибы, разлагающие органику окислением и, соответственно, превращающие содержащийся в ней углерод в углекислый газ. Это одна из главных «темных лошадок» текущего глобального потепления: есть гипотезы, по которым высвобождение древней органики из ныне тающей мерзлоты резко насытит атмосферу дополнительным объемом СО2 и заметно подстегнет и так ускоряющееся потепление.

Чтобы понять, насколько обоснованы такие опасения, авторы новой работы взяли образцы почв из 27 мерзлотных районов арктической части Сибири. Затем фрагмент каждого образца они подвергли фракционированию — обработке в центрифуге, после которой отбирается наиболее тяжелая часть из нижней части фракционируемого материала. Такая тяжелая фракция мерзлотных почв во многом состояла из минерал-органических комплексов, в которых кроме углерода содержались также гидроокиси железа и алюминия. Далее как тяжелую фракцию, так и обычные образцы мерзлоты нагревали без доступа воздуха и света в лабораторных условиях: половину каждой из групп при +5 градусах по Цельсию, половину — при +15 градусах по Цельсию. Длительность нагрева во всех случаях была равна 175 суткам.

Оказалось, что процент углерода, связанного минералами в тяжелой фракции мерзлоты, составлял 70±9 процентов, а для обычной, нефракционированной мерзлоты — 63±1 процент. Это значит, что основная масса углерода оставалась недоступна для бактерий и грибов, которые могли бы разложить органические остатки и ввести углерод в виде парникового газа обратно в атмосферу, из которой его когда-то взяли древние растения, останки которых и образовали углеродсодержащую составляющую мерзлотных почв.

Из проведенных экспериментов следует, что основная часть углерода из вечной мерзлоты останется связанной в ней даже в случае ее полного таяния. Таким образом, размер проблемы таяния вечной мерзлоты для стабильности климата не следует переоценивать — оно не приведет к резкому выбросу СО2 в атмосферу и не усугубит проблему устойчивости земного климата.
Источник: «Чердак»




Поделиться:



Наверх