Ученики опорной школы РАН изучат влияние сна на успеваемость в школе
28 января 2022 г. ФИЦ КНЦ CO РАН
Ученики опорной школы РАН Гимназия №13 «Академ» под руководством кураторов из ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» и СФУ провели научный эксперимент в торговом центре. Чтобы изучить фазы дневного сна, они решились поспать под прицелом видеокамер прямо в салоне мебели. Цель эксперимента: проследить, как меняется мимика, пульс, давление и другие показатели в зависимости от фаз сна. Этот эксперимент — часть исследования о влиянии сна на успеваемость в школе.
Исследование будет идти несколько недель. Первая часть эксперимента — провести анализ влияния дневного сна на успеваемость. Также школьники хотят сравнить между собой дневной и ночной сон. Кроме того, за время проекта планируется опросить сто школьников Гимназии №13 "Академ", проанализировать результаты опроса, выявить особенности сна и определить хронотип школьников. У ребят вместе с их кураторами, как и положено в любом научном исследовании, есть гипотеза. Они проверяют предположение, что качество, продолжительность и условия сна влияют на успеваемость школьников.
Надежда Римацкая, куратор группы учеников, рассказала подробнее, в чем идея их проекта: «Сон – это физиологическая потребность человека, по значимости точно такая же, как голод или жажда. Для нормального функционирования нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Он должен быть достаточно длительным и глубоким (у каждого человека свой ритм жизни, соответственно и своя длительность потребности)».
Тысячелетиями люди думали, что основная функция сна – отдых. Однако с развитием технологий ученые поняли, что сон – это не монотонное состояние, а активный процесс с множеством функций. Сну присуще такие функции как: естественная перезагрузка всего тела, усиление защиты от бактерий и вирусов, улучшение памяти, запуск метаболизма, нормализация гормонального фона и т.д. Всех функций сна мы не знаем до сих пор, но принудительное или сознательное ограничение сна серьезно влияет на психическое и физическое здоровье человека.
«Мы выбрали тему сна, потому что это одна из самых главных потребностей человека. И это сейчас актуальная тема, ведь люди сейчас много работают, учатся, совмещают несколько деятельностей и остается очень мало времени для сна. Нас в команде 8 человек, и мы распределили роли. Кто-то готовил анкеты, а вот мы с Тимофеем решили быть участниками эксперимента», — делится своими впечатлениями от участия в эксперименте ученица 8-го класса школы РАН Дарья Костылева.
«Сон влияет на деятельность человека. Если он будет мало спать, он будет хуже себя чувствовать. Продуктивность падает. Это влияет на общество в целом. Мы знаем, что в некоторых российских школах есть практика, когда дети спят днем. Мы хотим проследить в нашем эксперименте влияние сна на успеваемость детей в школе», — продолжает ее рассказ ученик этого же класса Тимофей Панько.
Ребята рассказали, что им вообще нравится в опорном классе РАН. Дарья собирается идти в медицину, поэтому учится планировать и проводить научные эксперименты и считает это очень интересным и полезным опытом. А Тимофей решил стать ученым, потому что видит, насколько наука важна для нашей жизни, хочет углубиться в темы, которые его интересуют.
О цели проекта опорных школ РАН рассказывает кандидат биологических наук, руководитель проекта опорные школы РАН в Гимназии № 13 «Академ» Марина Смольникова: «Мы планируем вырастить будущих ученых. Школьники узнают, чем так увлекательна наука, почему интересно делать научные открытия. Всего в Красноярске в этом проекте пока участвует три школы. В гимназии № 13 коллектив кураторов состоит из ученых ведущих научных организаций города. Это организатор проекта Федеральный исследовательский центр КНЦ СО РАН, и помогающие нам специалисты из СФУ и Красноярского государственного медицинского университета. Темой проекта для гимназии мы выбрали актуальное современное направление — персонифицированную медицину и изучение генетической предрасположенности к заболеваниям человека. В его рамках ученики под руководством кураторов проводят собственные научные исследования. Эксперимент со сном – лишь один из таких проектов. Ждем, какие результаты они получат. А глобально, мы ждем пополнения в лице молодых ученых!».
Федеральный проект опорные школы РАН реализуется в Красноярске уже третий год. В следующем году планируется первый выпуск школьников из академических классов. Курирует весь проект ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН». Пока в нашем городе специализированные научные классы созданы лишь в трех школах: школа № 10 школа, лицей № 7 и гимназия № 13. В каждом из этих учебных заведений со школьниками классов РАН ведут занятия ученые, дети выезжают на экскурсии в научные организации, имеют возможность познакомиться и сами поучаствовать в научном процессе. Основная цель проекта – привлечение молодых кадров и специалистов в науку.
Поделиться: