Аспирантура – кузница научных кадров
21 января 2022 г. ФИЦ КНЦ CO РАН
21 января в России отмечается международный День аспиранта. Дата празднования связана с изданием в 1925 году документов, регламентирующих систему подготовки научных работников. Можно сказать, что именно в этот день фактически была создана аспирантура, а люди, готовящиеся к научно-исследовательской деятельности, официально стали аспирантами. Аспирантура – первая ступень научной карьеры будущего ученого. Ежегодно в аспирантуру ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» поступает несколько десятков человек. Они проходят обучение и занимаются научными исследованиями в области физики и химии, вычислительных технологий, биологии, медицины и сельского хозяйства. В прошлом году состоялся уже второй выпуск аспирантов созданного на базе академических институтов Красноярска Федерального исследовательского центра. Мы попросили нескольких аспирантов ФИЦ КНЦ СО РАН рассказать о своих первых шагах в науке.
Дмитрий Вигуль, аспирант 3-го года обучения по направлению «химические науки» (Институт химии и химической технологии СО РАН).
Мое решение о поступлении в аспирантуру не было спонтанным. Я писал свой диплом на базе Института химии и химической технологии СО РАН, начал погружаться в научно-исследовательский процесс и захотел продолжить этот путь.
В аспирантуре передо мной открылись новые возможности. Могу с уверенностью сказать, что работа и учеба в академической организации формирует многогранную личность с гибким мышлением, профессионала своего дела. Пока я на пути к этому, постигаю азы научной работы, учусь формулировать вопросы и искать на них ответы, описывать полученные результаты, выступать на конференциях.
Мы с коллегами изучаем проблемы переработки растительной биомассы в ценные продукты химической технологии. Я исследую каталитическое окисление лигноцеллюлозных материалов – важная задача для замещения ископаемого сырья возобновляемым растительным. Основными продуктами этого процесса являются ароматические альдегиды, такие как ванилин и сиреневый альдегид. Они используются в фармацевтической, пищевой и парфюмерной промышленности. За последние несколько лет мы нашил способы оптимизировать каталитическое окисление различных видов сырья: хвойной древесины и ее коры, некоторых однолетних травянистых растений. Направление имеет большую прикладную перспективу.
За время моего обучения мы с коллегами опубликовали несколько статей, часть из них в высокорейтинговых научных журналах. Также, я принимал участие в региональных конференциях, а в этом году впервые участвовал в международной научно-технической конференции в Минске. Это было запоминающееся событие.
Я считаю, что обучение в аспирантуре очень важно для становления ученого. За это время формируются основные навыки, необходимые в исследовательской деятельности.
Лев Шанидзе, аспирант 3-го года обучения по направлению «физика магнитных явлений» (Институт физики им. Л.В. Киренского СО РАН).
Мне с детства нравилась наука. Как такового выбора идти или не идти в аспирантуру я перед собой и не ставил. Вопросом было лишь, где учиться и какую специальность выбрать. А физика всегда казалась мне интересной.
Я занимаюсь исследованиями транспортных и магнитотранспортных свойств микро- и наноструктур зондовыми методами. На данный момент у меня 9 публикаций в журналах, индексируемых в Web of Science и Scopus. Мы измеряем транспортные свойства разных структур, например, в последних двух статьях мы с коллегами рассматривали, электрические свойства оксинитрида титана в низких температурах. Это новый, перспективный и интересный материал. После изучения транспортных свойств самого материала, мы сделали из него резисторы и посмотрели, как изменились характеристики. Такие исследования проводятся для расширения возможностей применения этого материала. Измерения проводятся на криогенной зондовой станции. Внутрь этой установки помещается образец, четырьмя «руками-манипуляторами» этой установки к нему подсоединяются зонды. Зонды – это по сути измерительные приборы, через них подается электрический сигнал и замеряются характеристики образца, например, сопротивление. Подключить к установке можно любой прибор и что-то померить, используя вот эти зонды как провода. В том числе и наноструктуры.
В аспирантуре я приобрел знания и опыт в преподавании, смог повысить уровень английского языка, а также, привести в порядок свое понимание того, как устроена научная работа изнутри. Аспирантура, несомненно, полезна в этом отношении. Она позволяет увидеть, что наука — это не только увлекательные эксперименты и подготовка статей, но и написание отчетов, учебных планов, выполнение формальных обязанностей.
Екатерина Сушко, аспирантка 4-го года обучения по направлению «биологические науки» (Институт биофизики СО РАН).
Закончив бакалавриат по направлению «биология» и магистратуру по направлению «физика», я столкнулась с проблемой трудоустройства. Работодатели утверждали, что у меня «разорванное образование», и делали вывод, что я им не подхожу. Однако я хотела работать по своей специальности, поэтому решила продолжить обучение и поступила в аспирантуру. Ничуть не жалею о своем выборе академической организации. У меня есть достаточно времени для занятий научной работой, и в, то же время, в процессе обучения я получаю знания необходимые как будущему ученому, так и преподавателю.
Моя работа связана с установлением связей между биологической активностью таких углеродных наноматериалов как фуллеренолы и особенностями их структуры при помощи биолюминесцентных клеточных и ферментативных тестовых систем. Например, мы исследуем зависимость токсичности и антиоксидантных свойств наночастиц от размера углеродного каркаса, количества кислородсодержащих заместителей или включения атома металла. Фуллеренолы – гидроксилированные наноразмерные производные фуллеренов, специфическая форма углерода, биологически активные структуры и перспективные фармацевтические агенты. Полученные результаты будут использованы при разработке методов определения антиоксидантной активности и токсических свойств других биоактивных веществ и материалов с помощью биолюминесцентных бактериальной и ферментативной тест систем.
Аспирантура дала мне много возможностей. Я неоднократно участвовала в российских и международных конференциях, опубликовала несколько статей в международных высокорейтинговых журналах, выигрывала конкурсы Красноярского краевого фонда науки по академической мобильности. После того как я получила стипендию Президента РФ и премию Красноярского края в сфере профессионального образования, я смогла посвятить еще больше времени научной работе. Сейчас я уже руковожу своим первым большим грантом – это проект «Анализ биологической активности фуллеренолов с использованием клеточных и ферментативных люминесцентных тестовых систем», поддержанный Российским фондом фундаментальных исследований и Красноярским краевым фондом науки.
Аспирантура важна для занятия наукой! Научная деятельность и преподавание предполагают постоянное самосовершенствование, повышение своей квалификации, поиск нового знания, а главное – донесение этого знания до других. Обучение в аспирантуре позволяет проявить себя и значительно повысить теоретическую и практическую подготовку в определенной сфере. Кроме того, степень кандидата наук, как результат успешного обучения в аспирантуре, подтверждает высокую квалификацию молодого специалиста, говорит о его личностных качествах и способностях.
Поделиться: