Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
EN

Федеральный исследовательский центр 
«Красноярский научный центр
Сибирского отделения Российской академии наук»

 Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»

Федеральный исследовательский центр 
«Красноярский научный центр
Сибирского отделения Российской академии наук»

Опорные школы РАН развивают научное мышление и гибкие навыки

4 мая 2022 г. ФИЦ КНЦ CO РАН

Опорные школы РАН развивают научное мышление и гибкие навыки

В гимназии № 13 «Академ» прошла ставшая уже традиционной конференция учащихся научных классов красноярских опорных школ РАН. Школьники представили 15 докладов в области физики, химии, экологии и медицинской биологии. Как отмечают участники и кураторы научная работа со школьной скамьи развивает аналитические способности, умения работать с информацией, работать в команде, публично выступать, делать доклады. Эти важные качества помогут ребятам в будущем, независимо от того выберут ли они науку или другую сферу деятельности своей будущей профессии.

Проекту Опорные школы Российской академии наук уже три года. В нем участвует более 100 школ по всей стране. В Красноярске, по результатам независимой экспертизы, для участия в проекте были выбраны гимназия № 13 «Академ», лицей № 7 и школа № 10 им. академика Ю. Овчинникова. За каждой из школ РАН в Красноярске закреплено свое направление научной специализации, в гимназии № 13 — медико-биологическое, в лицее № 7 — химическое, и в школе № 10 — физико-математическое, работы по которым курируют ученые Красноярского научного центра СО РАН. Основная цель проекта – привлечение молодых кадров и специалистов в науку.

СмольниковаВот уже третий год секция классов опорных школ РАН становится частью ежегодной конференции молодых ученых ФИЦ КНЦ СО РАН. Об участии своих подопечных в конференции рассказывает научный руководитель классов РАН в Гимназии №13, кандидат биологических наук, руководитель группы молекулярно-генетических исследований НИИ медицинских проблем Севера КНЦ СО РАН Марина Смольникова: «Уже три года подряд наши школьники готовят научные доклады по результатам своей научной работы. Традиционно в нашей гимназии — это групповые исследования. Ребята работают в командах по 4-8 человек. Работать командно очень важно, потому что, как правило, все научные исследования, особенно практическая часть — это всегда заслуга коллектива ученых. Мы уже имеем хороший опыт, знаем, что интересно детям, либо они предлагают свои идеи кураторам. Например, в этом году восьмиклассники хотели изучить, как влияет сон на успеваемость в школе. Другой группе было интересно узнать о качестве воды, которую они пьют в школе или приносят с собой. Еще одна группа решила протестировать качество мёда, который они покупают вместе с родителями. Десятиклассники представили итог многолетней научной работы — молекулярно-генетических исследований с целью поиска маркеров предрасположенности к заболеваниям человека. Эксперименты по выделению ДНК ученики осуществляли в нашей школьной лаборатории, которая открылась в этом году. Генотипирование проводилось на базе НИИ медицинских проблем Севера совместно с нашей молекулярно-генетической группой.

Хочу отметить, что с каждым годом мы видим все более заинтересованных ребят на старте 8 опорного класса РАН. В начале проекта в течении года отсеивалось довольно много учеников. Сейчас ребята приходят в наши классы более осмысленно. Их цель – научиться мыслить научно. Они ходят на конференции, видят работу старшеклассников, и понимают, кто бы хотел заниматься наукой. Старшие классы с каждым годов все лучше презентуют себя и свою работу. Видно, что они ориентируются в том, что делают и им это интересно».

Участники конференции

На конференции 2022 года было представлено 15 докладов. Их оценивало жюри, состоящее из ученых Красноярского научного центра СО РАН, по трем критериям: презентация доклада, актуальность работы, ответы на вопросы. В социальной сети Вконтакте можно посмотреть подробный фоторепортаж о конференции.


Победители научной конференции 2022 года учащихся опорных школ РАН в Красноярске

1 место

Анна Захарченко (10г РАН класс, Лицей №7). Доклад «Оптимизация процесса выделения пектинов из коры пихты, пораженной стволовыми патогенами».

2 место

Лебедева Софья (10г РАН класс, Лицей №7). Доклад «Исследование устойчивости наночастиц, полученных из этаноллигнина коры кедра при различных условиях»

Дворянкина Дарья, Сошина Ксенья, Мордвинова Екатерина, Симутина Анастасия (10 РАН класс, Гимназия №13 «Академ»). Доклад «Генетическая предрасположенность человека к многофакторным заболеваниям»

3 место

Махмудова Варвара, Васильева Дарья, Осинский Роман, Берштейн Константин, Завьялов Богдан, Хачатрян Егор (8РАН класс, Гимназия №13 «Академ»). Доклад «Витамины в питании современного школьника»

Назаров Лев, Искалиев Андрей, Моисеев Богдан (8а класс, Школа №10). Доклад «Очистка сточных вод от нефтепродуктов при помощи магнитных наночастиц»

Ширяева Варвара (9г РАН класс, Лицей №7). Доклад «Определение железа в природных и питьевых водах различными физико-химическими методами»


Анна ЗахарченкоПервое место в конференции заняла ученица 10г класса Лицея № 7 Анна Захарченко с докладом «Оптимизация процесса выделения пектинов из коры пихты, пораженной стволовыми патогенами». Как победительница школьной секции, она приняла участие в XXV конференции-конкурсе молодых ученых ФИЦ КНЦ СО РАН. Для нее это выступление перед учеными научного центра стало уже вторым – в прошлом году она уже побеждала на школьной конференции с докладом, в котором лишь знакомилась с методикой научного исследования, а в этом году уже представила результаты решения практической задачи.

МалярРуководитель победительницы секции опорных школ РАН, старший научный сотрудник ИХХТ СО РАН Юрий Маляр прокомментировал это событие: «Уровень участников растет год от года. В первые два года на нашей работе сказывались ковидные ограничения и удаленная работа. В этом году в основном мы ведем очные занятия — и сразу видна разница. Такие конференции полезны и выступающим, и зрителям. Ребята смотрят на выступления, отмечают для себя какие-то нюансы поведения на сцене, презентации результатов Для выступающих доклад — это апробация полученных результатов. Жюри из ученых может что-то добавить, подсказать куда двигаться дальше, как сделать исследование более масштабным или междисциплинарным.

Было бы здорово усилить взаимодействие между школами. В этом году стало заметно, что, хотя направления исследований и разные, но многих объединяет экологическая тематика. Химия, биология и физика могут очень хорошо взаимодействовать в сфере экологии. Есть исследования разных групп собрать в одну большую работу, то получится результат более высокого уровня. По качеству работ, конечно, сразу выделяются ученики 10 классов, ведь они работают над своими проектами третий год. Они лучше подкованы, умеют преподносить свою работу. Мы стараемся развивать способности публично выступать, делать доклады — это очень важное качество, независимо от того выберешь ты науку или какое-то другое направление. Везде нужно уметь презентовать себя и свою работу.

Мы с Анной Захарченко занимаемся уже третий год. Про свою подопечную хочу сказать, что сначала это была большая группа, потом они работали вдвоем, а теперь это уже индивидуальная работа. Мы научные сотрудники Института химии и химической технологии СО РАН ей, конечно, помогали, потому что не все исследования может сделать школьник, у нас многие студенты так не работают. И прогресс налицо. Критическое мышление и умение обрабатывать результаты — это то, чему мы учим, это основное, чему они должны научиться: умение задавать вопросы, ставить задачу, обрабатывать информацию, результаты экспериментов. Это основные качества ученых».

Оценили высокий уровень докладов и члены жюри, один из них ведущий научный сотрудник Института биофизики СО РАН, кандидат биологических наук, руководитель группы научных коммуникаций Егор Задереев: «Когда школьники легко оперируют сложными физическими и химическими терминами, знакомы с современными методами, конечно, возникает огромная радость. Вполне возможно, что многие из участников этого проекта придут в науку, промышленность или другие высокотехнологичные сферы и будут двигать нашу экономику, развивать наше общество. Все доклады очень качественные, тематики интересные. После каждого выступления хочется дискутировать, придумывать, куда двигаться дальше — это показатель хорошей, высокой науки. Я, как надеюсь и все члены жюри, получил настоящее удовольствие от сегодняшней конференции».

Жюри




Поделиться:



Наверх